Темная сторона власти

Если история чему-то нас и научила, так это тому, что сила притягательна, увлекательна и неизбежно разъедает. Так называемые «цивилизованные» страны не рассматривают автократическую систему правления и стремятся разделить свои полномочия, чтобы избежать зла, которое вся власть может создать в одних руках.

Одна из самых сложных задач, стоящих перед педагогом, будь то отец, мать, наставник или профессионал, — это научить различать иерархию, лидерство и власть. И это сложно, потому что даже взрослые в своей воспитательной работе иногда опасно играют в рамках диктатуры. Фактически, если мы назовем систему, которая управляет нашим собственным домом, это может быть не демократия.

Семья под властью

Представим семейное ядро, состоящее из работающего отца, матери, занимающейся домашними делами, 12-летнего сына и 7-летней дочери. На первый взгляд организационная структура будет простой: родители на вершине шкалы, за ними следуют дети, причем у самых старших есть больше прав и обязанностей. 

Первая трудность, с которой мы сталкиваемся, — это распределение мощности купола. Вообще говоря, в то время как одна часть отвечает за экономическое снабжение семьи, другая отвечает за логистику и уход за детьми и домом; оба дополняют друг друга, выполняя разные задачи.

Кажется, все идет хорошо, пока одна из сторон не проанализирует их вклад и не определит важность работы каждой из сторон. При этом в доле мощности появляются небольшие трещины.

Если одна из сторон считает, что их вклад более важен, например, на основании затрат времени и усилий или потребностей семьи, которые их работа покрывает с экономической точки зрения, возникнет идея дисбаланса, в которой один считает, что он вносит больше, чем другой, и поэтому имеет право требовать большей власти в семье.

Это обычный случай, когда работающий отец использует экономическую власть для создания семейной диктатуры, оставляя жену на более низком уровне и во власти решений «главы семьи».

В случае с братьями и сестрами часто возникают разногласия. Хотя некоторые из них думают, что, поскольку они старше, они имеют командную власть над своей сестрой, это думает, что они только подчиняются своим родителям, что приводит к постоянным конфликтам.

Темная сторона власти

Экспериментируя с властью

В 1971 году в Стэнфордском университете был проведен эксперимент, который станет важной вехой в изучении личных отношений, основанных на власти.

Эксперимент заключался в демонстрации скорости с тот, что люди, заключенные в тюрьму, берут на себя роль заключенного, отбросив свое достоинство и собственную идентичность.

Для этого в подвалах университета была создана временная тюрьма, где 12 студентов будут играть роль заключенных, а еще 12 — тюремных надзирателей.

Именно реакция студентов, взявших на себя роль тюремщиков, позже привлекла внимание исследователей, поскольку эти Им не потребовалось много времени, чтобы взять на себя роль больше не стражей, а сталкеров., запугиватели, каратели, унижатели и мучители.

На второй день эксперимента обращение с предполагаемыми преступниками вызвало массовые беспорядки. Это было тяжело подавлено учениками, игравшими роль тюремщиков. Что наиболее удивительно, так это то, что они не получили никаких инструкций о том, как запустить тюрьму; они только показали то, что они думали, что должны делать.

Стэнфордский тюремный эксперимент был приостановлен на шестой день его создателем, психологом Филипом Зимбардо, под давлением наблюдателя, не участвовавшего в исследовании, который подтвердил и предупредил о том, как нарушаются самые основные моральные и этические ценности.

Это было не в первый раз эксперимент выявил худшее в человеческой природе.

Темная сторона власти

В 1963 году психолог Стэнли Милгрэм провел в Йельском университете так называемый эксперимент Милгрэма, который стремился измерить власть власти над человеком; в этом случае эксперимент вынудил подопытного применять к другому человеку все более сильные электрические разряды.

И снова результаты были неожиданными. так как 62% пришли к применению максимальной мощности разряда, и лишь немногим, как в Стэнфордском эксперименте, удалось поставить свои собственные человеческие ценности до получения приказов.  

Два примера силы в седьмом искусстве

В фильме «Смерть и девушка» (Роман Полански, 1994) мужчина признается с вершины утеса в изнасиловании нескольких женщин, когда они находились в плену при диктаторском режиме:

«Сначала мне было хорошо. Это было сильно. Я упорно боролся. Никто не дрался так, как я. Я упал последним… последним попробовал… Остальные подбадривали меня, Пойдемте, доктор, вы не откажетесь от бесплатного свежего мяса! Он больше не мог ясно мыслить. А внутри . я почувствовал, что он мне начинает нравиться «.

В этой ужасной сцене персонаж с Беном Кингсли признается, что сила пожирала его, пожирая его самую человеческую сторону и забрал его туда, где он никогда не думал, что пойдет. 

Темная сторона власти

Сцена из спектакля «Смерть и девушка» (1994).

В фильме «Убийство в 8 мм» (Джоэл Шумахер, 1999) нанят следователь, чтобы найти источник табакерки и объяснить, почему она хранилась в сейфе недавно умершего пожилого мужчины. В одной из сцен главный герой (Николас Кейдж) спрашивает одного из ответственных за фильм:

В: Я пытаюсь это понять! Зачем ему нужен нюхательный фильм?

A: Потому что я мог. Он сделал это, потому что мог. Какую еще причину он искал?

Все это могло вызвать сомнения в происхождении человеческой природы. Соблюдаем ли мы закон, опасаясь судебных последствий? Принимаем ли мы социальные нормы именно для того, чтобы быть частью общества? ¿Мы бы уважали наши этические ценности, если бы имели полную власть над окружающими.?

Эксперименты снова и снова показывают нам, что сила неумолимо ведет нас за руку к темной стороне человеческого существа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: