Эксперимент Питера Йоханссона и слепота выбора

Слепота к выбору — интересное явление, происходящее в человеческом сознании.. Это говорит нам о глубокой бессознательности, с которой мы делаем свой выбор и принимаем решения, даже если мы думаем, что делаем это надежным или объективным образом.

Такая слепота выбора приводит нас к разработке всех серий рассуждений и предположений для оправдания наших решений. и выборы. Мы делаем это сами того не осознавая. Просто желание видеть себя сознательными людьми, знающими, что они делают, побуждает нас действовать таким образом.

Схема слепоты выбора работает следующим образом. Мы решили, что пойдем по пути А. Однако по случайным причинам мы выбрали путь Б. Однако в какой-то момент мы оправдали этот выбор, как если бы это был тот, который мы выбрали с самого начала. Это позволяет нам сохранить иллюзию в безопасности. что мы единое целое.

«Иногда вы принимаете правильное решение, иногда вы принимаете правильное решение».

-Фил МакГроу-

Эксперимент Питера Йоханссона и слепота выбора

Выбор слепого эксперимента

В самый классический эксперимент феномена слепоты выбора была проведена Петтером Йоханссоном и Ларсом Холлом в 2005 г.. Эти исследователи собрали группу добровольцев, чтобы оценить последовательность их решений.

На самом деле эксперимент был очень простым. Каждому из добровольцев были представлены по две фотографии разных женщин. Затем их спросили, кто из двоих кажется более привлекательным.. В этот момент им было разрешено внимательно рассматривать фотографии и рассматривать их столько, сколько они хотели.

После этого им пришлось устно объяснить, почему выбрали одну девушку, а не другую. Одно и то же упражнение проделывали с каждым из добровольцев 15 раз подряд. тем не мение, благодаря фокусу, в трех из этих случаев интервьюер менял выбранную фотографию до того, как доброволец дал свое объяснение. То есть он дал ему фото, которое не выбрал.

Удивительный результат

Удивительно, но большинство добровольцев не заметили изменения на фотографии.. Они выбрали девушку как более привлекательную из двоих, а затем дали ей фотографию той, от которой отказались. Однако они действовали так, как будто этого не произошло.

Когда их просили объяснить свое решение, все они вдавались в детали, которые казались невероятными. Например, один из волонтеров сказал, что выбрал эту девушку, потому что она блондинка и любит блондинок. Однако его первоначальное решение было за брюнетку. Нечто подобное произошло с другим респондентом, который выбрал женщину без очков, а затем ему подарили женщину в очках, как если бы он ее выбрал.

Результаты показали, что 75% добровольцев не заметили изменения на фотографии. Только каждый десятый быстро понял, что это не было их первоначальным решением. Другие сомневались, но в конце концов они предпочли придерживаться того выбора, которого никогда не делали.

Эксперимент Питера Йоханссона и слепота выбора

Мы себя переоцениваем

После проведения эксперимента им была представлена ​​гипотетическая ситуация: если кто-то изменил фотографию выбранной девушки, Осознают ли они это? 84% опрошенных ответили утвердительно. Сила их ответов привела к тому, что исследователи окрестили это явление слепотой выбора.

В данном случае действует механизм воздействия, который можно определить так: если я что-то публично выбираю, это именно то, что мне нужно. Исследователи не смогли прийти к единому мнению о точной причине этого явления.. То, что они сделали, открыло большой вопрос о том, как мы принимаем повседневные решения.

До эксперимента Йоханссона аналогичный эксперимент проводился в 1977 году. Тогда психологи Ричард Нисбетт и Тимоти Д. Уилсон. они попросили группу женщин выбрать чулки, которые им больше всего нравятся, из пар на столе. Затем каждый должен был объяснить, почему.

Одно за другим она выбирала, а затем давала соответствующие объяснения. Кому-то понравился цвет, кому-то фактура, кому-то качество и т. Д. Дело в том, что все чулки были одинаковые, но они этого не знали.. Несомненно, это явление даст много материала для будущих исследований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: