Эксперимент «Пещера воров» — один из самых классических в области социальной психологии. Он был проведен в 1945 году по инициативе профессоров Университета Оклахомы (СШМузафера Шерифа и Кэролайн Шериф. Его цель состояла в том, чтобы определить ключи, которые позволят нам лучше понять социальные предрассудки.
Весь эксперимент Воровской пещеры сосредоточено на понятии «группа». Они пытались визуализировать, как формируется восприятие принадлежности к определенной группе, как настраиваются отношения внутри нее и как группа относится к другим.
«Предрассудки — это убеждения, предшествующие наблюдению».
-Хосе Инджениерос-
Они также хотели определить, как конфликт возникает или усиливается. между двумя группами. Когда есть две группы, в которых их члены развили сильное чувство принадлежности к группе, кажется, что в то же время отвержение групп, не принадлежащих к группе, и характеристик, которые идентифицируют эти группы, имеют тенденцию усиливаться. Кроме того, это можно изменить. Посмотрим, как они провели это интересное исследование.
Эксперимент в Воровской пещере
Для проведения исследования ученые выбрали 22 11-летних мальчика. Все они были «нормальными» детьми. Это означает, что у них не было плохого поведения, они происходили из стабильных семей и хорошо учились в школе. Все они принадлежали к среднему классу, и никто не знал, что это часть эксперимента.
После выбора, дети были разделены случайным образом в двух группах. Затем они посетили летний лагерь в районе Оклахомы, известном как Государственный парк Воровской пещеры. Обе группы разбили лагерь в очень отдаленных местах. Никто из детей не знал, что была другая группа.
Эксперимент «Пещера воров» был разделен на три этапа.: в первом исследователи пытались стимулировать чувство принадлежности к группе. Второй — фаза трения, когда ситуации преднамеренно создавались для создания конфликта с другой группой. Заключительный этап был этапом интеграции, на котором исследователи пытались разрешить конфликты, а очевидные различия были сокращены.
Принадлежность и конфликт
В течение первой недели были разработаны мероприятия для укрепления внутренних отношений в каждой группе.. Мальчики вместе ходили в пешие походы, ходили в бассейн всей группой и занимались различными развлекательными мероприятиями. Каждой группе было предложено выбрать имя и флаг. Одна из групп предпочла называть себя «Орлы», а другая — «Гремучие змеи».
На этом первом этапе было замечено, что члены каждой группы идентифицировались со своей группой и развили сильное чувство принадлежности. Через несколько дней появились иерархии и различные внутренние роли. Связи между членами в каждом лагере постепенно укреплялись.
На второй неделе они узнали о существовании другой группы.. С самого начала каждая группа защищалась от другой. Барьеры были очевидны. Те же мальчики попросили исследователей провести соревнования между двумя группами. Они это сделали и даже предложили награду победителю, которым наконец стала группа «Гремучие змеи».
С тех пор враждебность заметно возросла. Трение было частым, до такой степени, что они отказывались есть вместе в одном месте.. Взаимное неприятие стало настолько сильным, что исследователи решили положить конец этой фазе раньше, чем они думали, опасаясь, что конфликтная ситуация выйдет из-под контроля.
Ответственные за эксперимент в пещере воров обнаружили, что чувство принадлежности и предубеждение перед другими идут рука об руку. Они также осознали, насколько легко было усилить чувство принадлежности к группе и вызвать ненависть к другим группам.
Сила общих целей
На заключительном этапе исследователи разработали мероприятия, которые требовали сотрудничества обеих групп.. Одна из них заключалась в создании фиктивной задачи. Они сказали, что запасы воды были исчерпаны из-за вандалов (общего врага). Они должны были решить поставку. Для этого обе группы работали вместе.
Позже им сказали, что они покажут им фильм, который понравится почти всем, но за него придется заплатить. Ни одна из групп не смогла набрать требуемую от них сумму и снова им пришлось сотрудничать для достижения общей цели.
После совместного решения нескольких проблем взаимная антипатия исчезла.. Настолько, что на обратном пути обе группы попросили сесть на один автобус. Когда они остановились, чтобы отдохнуть, группа «Гремучих змей» использовала деньги, выигранные в конкурсе, чтобы купить угощение для 22 детей.
Исследователи «Воровской пещеры» пришли к выводу, что установление общих проблем и, в свою очередь, общих целей было способом разрешения конфликтов между группами. Исследователи постулировали «реалистичную теорию конфликта». В нем они указывают, что совместное решение общей проблемы заставляет предрассудки постепенно исчезать, пока они не исчезнут.