Кукла Бобо эксперимент и агрессивность

Между 1961 и 1963 годами канадский психолог Альберт Бандура провел эксперимент по анализировать поведение детей, когда видят взрослые модели, демонстрирующие агрессивное поведение к кукле. Фактически, эксперимент с куклой Бобо — это эмпирическая демонстрация одной из его самых известных теорий — теории социального обучения.

Эта теория утверждает, что значительная часть обучения человека происходит через контакт с социальной средой. Наблюдая за другими, приобретаются определенные знания, навыки, стратегии, убеждения и отношения. Таким образом, каждый человек узнает о полезности, удобстве и последствиях различных форм поведения, рассматривая определенные модели и действуя в соответствии с тем, чего, по его мнению, следует ожидать в результате своих действий.

«Обучение является двунаправленным: мы учимся у окружающей среды, а среда учится и изменяется благодаря нашим действиям».

-Альберт Бандура-

Расследование Бандуры

Альберт Бандура считается одним из величайших деятелей в области социального обучения. За свой вклад в психологию он получил звание почетного доктора университетов разных стран. Расследование, проведенное в 2002 году, обнаружило Бандура занимает четвертое место среди наиболее цитируемых справочных психологов всех времен после Скиннера, Фрейда и Пиаже.

Бандура не соглашался с позицией бихевиористов, поскольку считал, что она недооценивает социальное измерение человеческого поведения. Таким образом, сосредоточил свое исследование на взаимодействии между учеником и окружающей средой, чтобы объяснить процессы обучения. 

Кукла Бобо эксперимент и агрессивность

В 1961 году этот исследователь начал анализировать различные методы лечения чрезмерно агрессивных детей, определяя причину насилия в представленном ими поведении. Для этого, начал свое знаменитое и всемирно известное исследование: эксперимент с куклой Бобо. Посмотрим, что будет дальше.

Эксперимент с куклой Бобо

Альберт Бандура с целью предоставить эмпирическую основу своей теории разработал этот эксперимент. Полученные результаты изменили ход психологии того времени, поскольку эксперимент с куклой Бобо был пионером с точки зрения агрессивного поведения у детей.

Основа, на которой был основан экспериментальный процесс, состояла в демонстрации того, что некоторые виды поведения усваиваются самыми маленькими из имитации действий взрослых моделей. В исследовании приняли участие 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Все они были учениками детского сада Стэнфордского университета.

Дети были разделены на 3 группы: 24 подвергались агрессивной модели, 24 — неагрессивной модели, остальные — контрольной группе.. Группы в свою очередь были разделены по полу (мальчики и девочки). Исследователи позаботились о том, чтобы половина детей подвергалась воздействию взрослых того же пола, а другая половина — лиц противоположного пола.

Индивидуально, как в агрессивной, так и в неагрессивной группе, каждый ребенок наблюдал за поведением взрослого по отношению к кукле Бобо (надувная пластиковая кукла высотой полтора метра, которая при балансировке восстанавливает равновесие).

В агрессивном модельном сценарии взрослый начинал с игры с игрушками в комнате около минуты. По прошествии этого времени модель инициировала агрессивное поведение по отношению к кукле, ударить его или использовать игрушечный молоток, чтобы ударить его по лицу.

В неагрессивной модели взрослый просто играл с куклой. И наконец, в контрольной группе ранее не наблюдалось взаимодействия с какой-либо моделью.

Позже, дети были проходя один за другим в гостиную с игрушками и куклой Бобо. Они были записаны камерами для записи их поведения. после размышлений о способах действия взрослых моделей.

Кукла Бобо эксперимент и агрессивность

Выводы

Бандура определил, что дети, подвергшиеся агрессивной модели, чаще проявляли физическую агрессию что те, кто не был знаком с указанной моделью.

Что касается результатов, касающихся гендерных различий, они решительно подтвердили предсказание Бандуры о том, что на детей больше влияли их гендерные модели для подражания.

Кроме того, среди детей, которые присутствовали в агрессивной модельной обстановке, количество физических атак было выше у мальчиков, чем у девочек. То есть мальчики проявляли большую агрессивность, когда сталкивались с агрессивными мужскими образцами для подражания.

С другой стороны, в 1965 году было проведено нечто похожее на эксперимент с куклой Бобо. установить последствия поощрения или наказания за противоправное и насильственное поведение. Полученные выводы подтвердили теорию обучения посредством наблюдения; И когда взрослых вознаграждают за их агрессивное поведение, дети с большей вероятностью будут продолжать бить куклу. Однако когда взрослым делают выговор, дети перестают бить куклу Бобо.

«В каждом обществе и в каждом сообществе существует или должен существовать канал, выходная дверь, через которую накопленная энергия может быть выпущена в форме агрессивности».

-Франц фанон-

Как видим, дети склонны подражать тому, что они видят в своих моделях или ссылочных фигурах, по этой причине очень важно заботиться о поведении и отношении, которые мы проявляем как в семье, так и в образовательной среде.

Это может вас заинтересовать.

Кукла Бобо эксперимент и агрессивность
Кукла Бобо эксперимент и агрессивность

Прочтите это в Ум прекрасен — Социальное обучение Альберта Бандуры

Большая часть нашего поведения направлена ​​на социальное обучение. С момента рождения мы начинаем смотреть на то, как ведут себя наши эталонные модели, и имитируем их, пока не усвоим определенные модели поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: