Эксперимент Леппера, Грина и Нисбетта по чрезмерному обоснованию стал классикой психологии. Он представляет собой важный нюанс в теории оперантного обусловливания, поскольку основан на типичной схеме вознаграждения и наказания.. В частности, он нарушает идею о том, что награда усиливает поведение.
Исследователи, которые были профессорами Стэнфордского университета, показал, что при определенных условиях приз может обескуражить человека. Чрезмерное обоснование относится именно к этой реальности: не награждайте то, что не требует вознаграждения. Нет необходимости создавать дополнительные стимулы, когда то, что нужно сделать, не связано с перенапряжением или уже существует внутренняя мотивация.
Эксперимент чрезмерное обоснование начинается с двух концепций: внутренней мотивации и внешней мотивации..
- Первый — это тот, который берет свое начало в самом предмете. Например, спонтанное желание съесть мороженое, когда жарко.
- Внешняя мотивация — это то, что исходит из окружающей среды. Например, когда кто-то предлагает награду за потерянный предмет.
«Часто люди усердно работают над неправильным делом. Работа над правильным делом, вероятно, важнее, чем упорный труд ».
-Катерина Фейк-
Эксперимент с чрезмерным обоснованием
Эксперимент с избыточным обоснованием проводился в детском саду с детьми от 3 до 5 лет. Следователи посетили объект и отметили, что Дети проявили большой интерес к рисованию картин, которые учитель сняла несколько дней назад.. Другими словами, у детей была внутренняя мотивация использовать эти элементы.
Основываясь на этом факте, Леппер, Грин и Нисбетт разделили детей на три подгруппы. Все они будут выполнять одно и то же действие: рисовать с такими привлекательными картинами. Однако в каждую группу были внесены следующие изменения:
- Группа 1. Этой группе детей сказали, что если бы они участвовали в рисовании со знаменитыми картинами, в конце концов им давали бы награду. Это был диплом «хорошего игрока». Это была группа «ожидаемого вознаграждения».
- Группа 2. Первоначально этой группе ничего не сказали. тем не мение, в конце мероприятия они были удивлены вручая им диплом «хорошего игрока». Это была группа «неожиданной награды».
- Группа 3. В эту группу ему не была обещана награда, и при этом она не была присуждена каким-то неожиданным образом. Это была «контрольная группа».
Развитие эксперимента
После того, как группы были определены, один из исследователей появился на следующий день в детском саду. Он сказал всей группе, что поедет человек, который хочет увидеть, на что они способны с «волшебными картинами». Затем он поговорил с детьми в трех группах по отдельности.
Первой группе он сказал, что «Господь» принес много призов для распределения среди них. если они согласились участвовать в мероприятии. Он показал им диплом хорошего игрока и сказал: «Вы бы хотели его выиграть?» Ребята явно согласились участвовать.
Группы 2 и 3 просто попросили нарисовать картинки с волшебными рисунками, чтобы показать их «Господу».. Все они тоже согласились. Позже каждый из детей по отдельности вошел в комнату, называемую «класс магии». Там их ждал «Господь», подтверждая послания, которые им уже были даны раньше.
Интересные результаты
Через неделю следователи вернулись на место происшествия. Они хотели увидеть, повлиял ли эксперимент каким-либо образом на внутреннюю мотивацию детей, то есть на их вкус к картинам и желание их использовать. Как они и ожидали, дети, получившие хороший диплом игрока, теперь меньше интересовались картинами.
Леппер, Грин и Нисбетт хотели доказать, что предложение внешней мотивации снижает внутреннюю мотивацию.. Теоретически должно произойти обратное: получив вознаграждение за использование картин, они будут проявлять к ним больший интерес, чем дети, не получившие вознаграждения. Но случилось наоборот.
Дети, не получившие награды, проявили такой же интерес к использованию картин, как и раньше. Это доказало, что введение вознаграждения, когда в этом нет необходимости, имеет негативный эффект с точки зрения мотивации. Это как раз и есть чрезмерное оправдание. Исследователи пришли к выводу, что внешняя мотивация эффективна только тогда, когда внутренняя мотивация очень низка.