Жертва, преследователь и спаситель: три экзистенциальных позиции

Психолог Стивен Карпман выдвинул идею о том, что в ненастоящих человеческих отношениях часто устанавливаются механизмы манипуляции, которые он назвал «контрольными играми». В них участники принимают в основном три экзистенциальные роли или позиции: жертва, преследователь и спаситель.

Эти экзистенциальные позиции типичны для человеческих отношений, которым недостает аутентичности. Связь не на правде, а на взаимной «игре контроля». Это мешает нам увидеть, кто мы есть на самом деле и кто другие. Жертва, преследователь и спаситель — это маски, скрывающие наше желание не расти.

«Иногда щитом ты ранишь больше, чем копьем».

-Неизвестный автор-

Жертва, преследователь и спаситель: три экзистенциальных позиции

Определения жертвы, преследователя и спасителя

Каждая из экзистенциальных позиций по Карпману, имеет характерные черты. Таким образом, жертва, преследователь и спаситель демонстрируют более или менее стабильные модели поведения, которые, как упоминалось ранее, не исключают того факта, что они могут обмениваться друг с другом. Характеристики каждого из них следующие:

  • Жертва. Это соответствует тем, кто взаимодействует с другими, занимая беззащитную позицию. Они не знают, не могут, не могут. Они ищут других, чтобы помочь им или поддержать их, но в то же время они жалуются на свое состояние. Они перекладывают свои обязанности на плечи других.
  • Преследователь. Преследователь — это тот, кто остается вне ситуаций, по крайней мере, внешне. Их дело — судить других, что они и делают с особой строгостью. Они указывают на все ошибки и в некотором роде получают удовольствие, причиняя эмоциональные страдания другим.
  • спаситель. Это связано с отношением, которое характеризуется принятием на себя ответственности, которая ложится на других. Они предлагают ложную помощь, потому что их вклад не способствует росту других, а, наоборот, поощряет зависимость.

Драматический треугольник

Жертва, преследователь и спаситель — разные маски. Жертва, например, может манипулировать и использовать других, защищенных их предполагаемой беспомощностью. В то же время это питает их чувство собственной никчемности и незащищенности. Думайте, что вы заслуживаете безоговорочного понимания из-за того, что вам чего-то не хватает. Легко становится агрессором.

Преследователь, в свою очередь, обращает собственное разочарование на других.. Он стремится к тому, чтобы другие наделили его определенной властью или значимостью, став судьей и партией. Научитесь делать себя видимым для других через их жестокость и запугивание. В общем, они очень трусливы, когда сталкиваются со своими страхами.

Спаситель, который кажется самым дружелюбным из триады, должен быть необходим. Однако их помощь не бескорыстна.. Он также чувствует себя незначительным и стремится заставить других зависеть от него, чтобы почувствовать себя признанным или завоевать расположение других. Однако он жалуется, потому что иногда чувствует себя эксплуатируемым. Легко переходите в положение жертвы.

Жертва, преследователь и спаситель: три экзистенциальных позиции

Выйти из контрольных игр

Хотя «игра» в контроль между жертвой, преследователем и спасателем имеет тенденцию становиться структурированной ситуацией, из них также можно выйти.. Очевидно, это требует честности с самим собой и желания иметь более искренние связи с другими. Есть способы превратить три драматических роли в более здоровое отношение. Посмотрим:

  • От экономии до эмпатического сотрудничества. Речь идет не о том, чтобы нести проблемы других, а о способности признать свои собственные недостатки и трудности и помочь этому человеку самостоятельно преодолеть их. Что вы приобретаете больше уверенности и автономии, вместо того, чтобы отказываться от этого.
  • От стремления к самоутверждению. Чего не хватает преследователю, так это перестать так много смотреть на других и обратить свой взор на себя. Это может быть примером автономии, поскольку в нем есть зерно напористости. Он знает, как устанавливать ограничения, хотя он не настолько хорош в соблюдении ограничений, установленных другими.
  • От виктимизации к принятию ответственности. Вместо того, чтобы ждать, пока ее спасут, жертва должна сосредоточиться на том, чтобы полностью взять на себя ответственность. Вам может понадобиться помощь, но вы не должны запрашивать ее неограниченно и безоговорочно. Вы должны сначала помочь себе.

Три экзистенциальные позиции порождают то, что называется «драматическим треугольником Карпмана». Это треугольник, потому что три вершины, составляющие его, то есть жертва, преследователь и спаситель, тесно связаны друг с другом. Одни не существуют без других. Также роли можно поменять местами. Таким образом, жертва продолжает преследовать, преследователь — спасать, спаситель — преследовать и т. Д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: