От чего зависит интеллект человека? Есть много голосов и исследований, которые отстаивают идею о том, что наш IQ определяется или в значительной степени обусловлен генетическим кодом. Однако эта связь не всегда бывает прямой или такой ясной, как кажется. Фактически, для проявления этой интеллектуальной предрасположенности должны присутствовать многие другие факторы.
Когда мы говорим о высоких способностях, почти обязательно упоминать конкретное имя: Уильям Джеймс Сидис. Этот молодой человек с мимолетной траекторией, умерший в середине 1940-х годов в Соединенных Штатах, до сих пор считается человеком с самыми удивительными (и задокументированными) интеллектуальными способностями. Фактически, его IQ оценивался выше 250 баллов.
«То, что мы знаем, — это капля воды; то, что мы игнорируем, это океан «.
-Исаак Ньютон-
Самым поразительным в Сидисе было его образование. Если он смог поступить в Гарвардский университет, когда ему было всего 9 лет, то не только из-за его генетической наследственности. Его мать Сара была врачом, а отец Борис психиатром и специалистом в области психологии развития. Итак, если и было что-то, что знали эти два украинских ученых, так это развитие высокого IQ не зависело исключительно от наших 23 пар хромосом.
Высокий интеллект — это результат благоприятной среды в сочетании с восприимчивым мозгом. Супруги Сидис ориентировали жизнь своего сына на единственную цель: максимизировать его познавательные способности. Результат превзошел их ожидания. Однако этот молодой человек был не просто вундеркиндом: он был явно несчастным человеком.
Высокий интеллект и генетика: умные родители, умные дети?
Интеллект, как и человеческое поведение, — сложная черта. Однако дать ему определение нетрудно, потому что он включает в себя весь тот опыт, когда человек демонстрирует явную способность учиться, рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи и давать весьма творческие ответы.
Однако точно знать, в чем заключаются индивидуальные различия в каждой из этих компетенций, всегда было непросто. Прямо сейчас мы можем сказать, что да, именно генетическая наследственность формирует каждую из этих способностей. Более того, в 2016 году Университет Глазго провел исследование, в котором было показано, что эти гены, связанные с когнитивными функциями, наследуются в основном от матери. Так сказать, Х-хромосома во многом определит наш интеллектуальный потенциал.
Сейчас мы говорим условно, потому что не все так однозначно. Недавнее исследование, опубликованное в журнале «Genetic Reference», показало нам то, о чем эксперты гадали почти столетие. Социальная среда — это те, кто формирует нас, создает условия для достижения или неполного раскрытия нашего когнитивного потенциала. Между тем генетическая наследственность может определять нас только на 40%.
Интеллект (и высокий интеллект) сильно зависит от окружающей среды. Такие факторы, как воспитание, образование, доступность ресурсов для обучения и питание, — вот те факторы, которые формируют и укрепляют наш интеллектуальный потенциал.
Интеллект, измерение, чувствительное к бесчисленным факторам
Неврологи часто комментируют следующее: мы переоцениваем идею высокого интеллекта.. Когда проводится операция на головном мозге, нет конкретной области, которая ее отличает. Нет специализированной структуры, которая могла бы сделать нас ярче остальных. На самом деле речь идет о бесконечном количестве процессов, действующих в гармонии, о гиперсвязанном синаптическом мире, который составляет мозг, который более активен, более чувствителен и более эффективен, чем в среднем.
Высокий интеллект может зависеть от наших генов, но к нему добавляется большое количество факторов:
- Надежная привязанность к матери при постоянном эмоциональном обмене.
- Позитивное воспитание.
- Правильное питание.
- Посещение школы и возможность получить образование с хорошими ресурсами.
- Благоприятная и стимулирующая социальная среда (хорошая семья, подготовленные учителя, адекватное и безопасное сообщество .)
Неблагоприятное воспитание и пластичность мозга
Здесь один из наших читателей, вероятно, задаст вопрос. Что, если моя генетическая наследственность связана с высоким интеллектом, но у меня не было благоприятного детства для его развития? Что, если мое окружение не было благоприятным, а моя успеваемость была низкой? Означает ли это, что я никогда не смогу улучшить свой IQ?
Каждый психолог или увлеченный психологией имеет в виду ключевую фигуру в этой дисциплине. Мы говорим о Курте Левине. Отец современной социальной психологии дал нам термин, который заложил основы для многих более поздних теорий и исследований: теория поля или сила контекста.. По сути, Левин показал нам, что люди являются результатом взаимодействия всего их опыта, прошлого и особенно настоящего. Мы, наше отношение, то, что мы выбираем делать со всем, что мы испытали.
Таким образом, изучая траекторию развития близнецов, разлученных при рождении и воспитанных в разных контекстах, можно увидеть следующее: неблагоприятная среда с ограниченными экономическими ресурсами оказывает заметное влияние на развитие интеллекта.. Однако эти стерильные условия не уменьшают и не исчерпывают наш потенциал. Нет, если у человека есть возможность в данный момент противостоять или создать среду, которая позволяет ему вернуть «потерянную территорию».
Левин обнаружил, что когда близнец, выросший в неблагоприятной среде, дистанцировался от диктата приемных родителей, он мог позволить своим генотипам проявить себя. Их когнитивные способности улучшились, когда они нашли мотивацию, цель в соответствии с их интересами и среду, которая способствовала их достижению. В конце концов, мозг — это не фиксированная и стабильная сущность. Пластичность, любопытство и воля способны творить настоящие чудеса.