Три измерения личности Ганса Айзенка

Сын знаменитых родителей, Ганс Айзенк был одним из самых противоречивых и плодовитых психологов ХХ века. На момент своей смерти в 1997 году он был самым цитируемым исследователем в области психологии. Айзенк внес значительный вклад в эту область, опубликовав около 80 книг и написав сотни статей. Он также был редактором-основателем влиятельного журнала «Личность и индивидуальные различия».

Родившись в Германии в 1916 году, из-за своей оппозиции нацистской партии он был вынужден бежать сначала во Францию, а затем в Великобританию, где он защитил докторскую диссертацию по психологии в Лондонском университете (1940). Во время Второй мировой войны Ганс Айзенк работал психиатром в больнице скорой помощи Милл-Хилл. С 1945 по 1950 год он был психологом в больнице Модсли. Позже он был директором факультета психологии Института психиатрии Лондонского университета, и эту должность он занимал до 1983 года.

Ганс Айзенк разработал очень влиятельную теорию личности., так как среди других достоинств у него есть способность вращаться вокруг очень конкретных моментов, которые легко соотнести с повседневной жизнью. Его теория личности основана на биологических факторах, утверждая, что люди наследуют тип нервной системы, который влияет на их способность учиться и адаптироваться к окружающей среде. Однако работа Айзенка вызвала критику за предположение, что биологические или генетические факторы влияют на личность человека и склонность к преступному поведению.

Три измерения личности Ганса Айзенка

Размеры личности Ганса Айзенка: модель PEN

Использование факторного анализа для разработки вашей теории, Ганс Айзенк выделил три личностных фактора: экстраверсию, невротизм и психотизм (PEN). Каждый из факторов в теории Айзенка — это биполярное измерение, что означает, что каждый имеет свою противоположность:

  • Экстраверсия vs. Интроверсия.
  • Невротизм vs. Эмоциональная стабильность.
  • Психотизм vs. Самоконтроль (добавлен в модель в 1966 году).

Айзенк считал, что биологические факторы, в том числе корковое возбуждение и уровни гормонов, а также факторы окружающей среды, такие как поведение, приобретенное в результате обусловливания, влияют на оценку человека по этим параметрам личности.

Айзенк считал черты характера фундаментальными элементами познания человека. По словам автора: «черты характера — это диспозиционные факторы, которые определяют наше обычное поведение и постоянно в самых разных ситуациях (1985) «. 

Команда Ортет и Фабрегат (2001) считает свою теорию диспозиционная теория. Характер или черта — это тенденция поведения, придающая действиям стабильность и последовательностьs, эмоциональные реакции и когнитивные стили испытуемых.

 

Три измерения личности Ганса Айзенка

Ум прекрасен — Повестка дня 2018 Semana Vista — Твердый переплет (Голубой)

12,90 €

amazon.es

Купить на Amazon

* В наличии, доставка бесплатная.

Экстраверсия — интроверсия

Люди с высоким уровнем экстраверсии больше участвуют в общественной деятельности. Они, как правило, более общительны и чувствуют себя более комфортно в группе. В целом экстравертам нравится быть в центре внимания, и они часто накапливают более широкую социальную сеть друзей и единомышленников. Экстраверсия измеряется континуумом от высокой (экстравертность) до низкой (интровертность).

Со своей стороны, интроверты, как правило, тише, сторонятся больших общественных мероприятий и могут чувствовать себя некомфортно при общении с незнакомцами. Вместо этого они держат небольшие группы близких друзей и с большей вероятностью будут наслаждаться созерцательными упражнениями.

Швейцарский психоаналитик Карл Юнг предположил, что уровни экстраверсии-интроверсии зависят от концентрации психической энергии человека. У экстравертов он считал, что эта энергия была направлена ​​вовне, на других людей, что привело к большему социальному взаимодействию. Между тем психическая энергия интровертов проецируется внутрь, побуждая их заниматься менее общительной, внутренне ориентированной деятельностью (Jung, 1921).

тем не мение, Айзенк считает, что экстраверсия связана с уровнем активности мозга или коркового возбуждения. Экстраверты испытывают более низкий уровень коркового возбуждения, что заставляет их искать возбуждения от внешних раздражителей. Более высокий уровень возбуждения у интровертов заставляет их избегать стимулов, которые могут привести к еще большему усилению возбуждения.

С другой стороны, согласно закону Йеркса-Додсона, уровни возбуждения могут влиять на работоспособность человека. Теория постулирует, что возбуждение и производительность следуют колоколообразной кривой, причем последняя уменьшается в периоды высокого или низкого возбуждения (Yerkes and Dodson, 1908).

Три измерения личности Ганса Айзенка

Невротизм — эмоциональная стабильность

Ганс Айзенк также предложил второе измерение: эмоциональную стабильность перед лицом эмоциональной нестабильности или невротизма. Люди, получившие высокие баллы по показателям невротизма, склонны испытывать более высокий уровень стресса и беспокойства. Они беспокоятся об относительно незначительных вещах, преувеличивают их значение и чувствуют себя неспособными справиться с факторами стресса.

Сосредоточение внимания на отрицательных моментах ситуации, а не на положительных, может привести к непропорционально отрицательному мировоззрению. Они могут испытывать зависть или ревность по отношению к другим людям, которые считают, что они находятся в более благоприятном положении.

Невротизму также свойственны перфекционизм и неудовлетворенность. С другой стороны, человек с низким показателем невротизма, как правило, будет испытывать большую эмоциональную стабильность. Мы говорим о людях, которые в целом чувствуют себя лучше, способными справляться со стрессовыми событиями и ставят цели, более соответствующие их способностям. Люди с низким уровнем невротизма, как правило, более терпимы к неудачам других и остаются спокойнее в сложных ситуациях.

Психотизм — нормальность

Психотизм был поздним дополнением к теории личности Ганса Айзенка и был включен в 1976 г.. Это третье измерение личности варьируется от нормального (низкий психотизм) до высокого психотизма.

Люди с более высокими показателями психотизма более склонны к безответственному или неверному поведению. Они также могут противоречить общепринятым социальным нормам и быть мотивированы потребностью в немедленном удовлетворении, независимо от его последствий.

Однако у психотизма есть и более положительные ассоциации. В исследовании 1993 года Айзенк сравнил оценки участников по шкале искусства Бэррона-Уэлша и анкете личности Айзенка и обнаружил, что люди с высокими показателями психотизма, как правило, имели более продвинутые творческие навыки.

Айзенк предположил, что психотизм находится под влиянием биологических факторов и коррелирует с уровнем гормонов, таких как тестостерон. Согласно модели PEN, высокий уровень психотизма снижает чувствительность человека к обусловливанию, а это значит, что ему будет дороже приспособиться к социальным нормам, которым мы склонны учиться через вознаграждение и наказание.

В результате теория предполагает, что люди могут быть более склонны к преступному поведению в той степени, в которой они стремятся удовлетворить свои интересы, нарушая при этом правила поведения, принятые другими. Связь личностных черт, таких как психотизм, с криминальными наклонностями, наряду с акцентом Айзенка на генетике, влияющей на такие черты, заставила некоторых критиковать его теорию за принятие детерминированного взгляда на поведение.

Три измерения личности Ганса Айзенка

Критика теории Айзенка

Исследования близнецов можно использовать, чтобы увидеть, является ли личность генетической. Однако результаты противоречивы и неубедительны. Шилдс (1976) обнаружил, что монозиготные (однояйцевые) близнецы были значительно более похожи по параметрам интроверт-экстраверт и психотика, чем дизиготные (неидентичные) близнецы. Лёлин, Виллерман и Хорн (1988) обнаружили, что только 50% вариаций оценок по параметрам личности обусловлены унаследованными чертами. Это говорит о том, что социальные факторы также важны.

Достоинство теории Айзенка состоит в том, что она рассматривает природу и образование как влияющие факторы. Утверждает, что биологическая предрасположенность к определенным чертам личности в сочетании с обусловливанием и социализацией в детстве обусловливает нашу личность.

Таким образом, такой интеракционистский подход может иметь большую ценность, чем чисто биологическая теория или теория окружающей среды. Это также очень хорошо относится к модели поведения при диатетическом стрессе, которая утверждает, что биологическая предрасположенность сочетается с триггером того или иного поведения со стороны окружающей среды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: