Теория двойного кодирования — это когнитивная теория, разработанная Алланом Пайвио в 1971 году. основан на идее, что ментальные образы помогают в обучении. Эта теория предполагает, что можно ускорить изучение и расширить учебный материал с помощью словесных ассоциаций и визуальных образов.
Наше познание — это сложный процесс, способный одновременно иметь дело с вводом языка и невербальными объектами и событиями. Согласно теории двойного кодирования Аллана Пайвио, наша языковая система имеет дело непосредственно с лингвистическим вводом и выводом, при этом используя символические изображения для адаптации поведения и события. Таким образом, он имеет двойную функциональность.
«Человеческое познание уникально, потому что оно специализировалось на одновременной работе с языком и невербальными объектами и событиями. Кроме того, особенность языковой системы состоит в том, что она имеет дело непосредственно с языковым вводом и выводом (в форме речи или письми в то же время выполняет символическую функцию по отношению к невербальным объектам, событиям и поведению. Любая репрезентативная теория должна адаптироваться к этой двойной функциональности «.
-Аллан Пайвио-
Теория двойного кодирования
По словам Пайвио, Есть два способа, которыми человек может расширить то, что он узнал: с помощью словесных ассоциаций и с помощью визуальных образов.. Теория двойного кодирования утверждает, что информация, как визуальная, так и вербальная, используется для представления информации. Визуальная и вербальная информация обрабатывается по-разному и по разным каналам человеческого разума, в результате чего информация, обрабатываемая по каждому каналу, по-разному отображается.
Ментальные коды, соответствующие этим представлениям, используются для организации входящей информации, которая может быть сохранена, извлечена и даже изменена для дальнейшего использования. Для запоминания информации можно использовать как визуальные, так и вербальные коды. Кроме того, кодирование стимула двумя разными способами увеличивает возможность запоминания заученного элемента.
В теории двойного кодирования существует три различных типа обработки: репрезентативная, ссылочная обработка и ассоциативная обработка. В большинстве случаев все три способа требуются подсознательно, когда дело касается конкретной задачи. То есть для данной задачи может потребоваться любой или все из трех типов обработки.
Пайвио также постулирует, что существует два разных типа репрезентативных единиц: «образы» для мысленных образов и «логогены» для словесных сущностей.. Логотипы организованы в виде ассоциаций и иерархий, в то время как изображения организованы в терминах отношений «часть-целое».
- Мы говорим о репрезентативной обработке, когда вербальные или невербальные репрезентации активируются напрямую.
- Мы говорим о референциальной обработке, когда активация вербальной системы производится невербальной системой, или наоборот.
- Мы говорим об ассоциативной обработке, когда представления активируются в рамках одной и той же системы — вербальной или невербальной.-.
Комментарии к теории двойного кодирования
Есть некоторые разногласия относительно ограничений теории двойного кодирования Аллана Пайвио. Например, такая теория не принимает во внимание возможность того, что познание опосредуется чем-то, кроме слов или изображений. В связи с этим было проведено недостаточно исследований, чтобы определить, являются ли слова и изображения единственным способом запоминания предметов. Фактически, если бы была открыта другая форма кода, теория имела бы некоторые важные.
Еще одно ограничение теории двойного кодирования состоит в том, что действительно только для тестов, в которых людей просят сосредоточиться на определении того, как взаимосвязаны концепции. Если между словом и изображением не может образоваться никаких ассоциаций, рациональное кодирование и запоминание слова в более позднее время становится намного труднее. Это ограничивает эффективность теории двойного кодирования.
Более того, теория двойного кодирования не всеми принимается. В качестве альтернативы ментальному представлению знаний Джон Андерсон и Гордон Бауэр предложили теорию высказываний. Теория высказываний утверждает, что ментальные представления хранятся как предложения, а не как образы. Здесь предложение определяется как значение, лежащее в основе отношений между концепциями. Эта теория утверждает, что изображения создаются в результате других когнитивных процессов, поскольку знания не представлены в форме изображений, слов или символов.