Мы знаем Альберта Бандуру как отца социального обучения и одного из самых влиятельных психологов всех времен. Настолько, что в прошлом году награжден медалью наук на мероприятии в Белом доме.
В эпоху, когда бихевиоризм доминировал в психологии обучения, Бандура идет еще дальше и формулирует свою теорию социального обучения.. С этого момента важность стала уделяться когнитивным и социальным процессам, которые опосредуют обучение людей, а не только рассмотрению ассоциаций между стимулами или подкреплениями, которые следуют за поведением, как это было до сих пор в бихевиористском подходе.
Человек больше не считается марионеткой, которая действует за счет непредвиденных обстоятельств окружающей среды, но способна задействовать свои личные процессы, такие как внимание или мысль, чтобы научиться.
тем не менее, Бандура осознает роль обусловленности, возникающей в окружающей среде. и он осознает, что они являются важной частью обучения, но не единственной. Для этого автора подкрепление необходимо только для того, чтобы произошло исполнение, а не само обучение.
Наш внутренний мир важен, когда мы включаем новое поведение в наш репертуар или выполняем те, которыми мы уже обладали, но не были способны выполнить. Во многом наше нынешнее поведение обусловлено имитацией или косвенным обучением моделей. которые имели отношение к нам.
Кто не научился делать те же жесты, что и один из его родителей, во время разговора или преодолевать некоторый страх, когда он увидел, что его лучший друг способен на это?
Важность социального обучения
По словам Бандуры, Когда дело доходит до обучения, есть три взаимно взаимодействующих компонента.. Это называется взаимным детерминизмом или триадной взаимностью. Это: человек, окружающая среда и поведение. Таким образом, среда влияет на субъекта и его поведение, но субъект также влияет на среду своим поведением и поведением самого субъекта.
Люди учатся, наблюдая за другими, нашим окружением. Мы не только учимся путем подкрепления или наказания, как постулируют бихевиористы, но и простое наблюдение уже произвело бы в нас определенные эффекты обучения без необходимости прямого подкрепления.
В знаменитом эксперименте с куклой Бобо, проведенном Бандурой, мы можем наблюдать эти эффекты. Он проводился с детьми в возрасте от трех до пяти лет, которые были разделены на две группы. Одному из них была показана агрессивная модель, а другому — неагрессивная. Каждая группа наблюдала за соответствующей моделью в комнате с игрушками. Этот был агрессивным или нет с куклой Бобо, так что дети научились таким же образом быть агрессивным или не делать этого с указанной куклой.
Этот факт имеет большое значение для психологии, потому что тогда мы можем понять, почему некоторые люди ведут себя именно так.. Например, сложное поведение некоторых подростков, которые родились в неструктурированных семьях и которые подвергались определенному поведению, пока, наконец, они не были изучены путем подражания их эталонным моделям и включили их в свой образ жизни.
Что влияет на заочное обучение?
По словам Бандуры, в дополнение к трем основным элементам, которые мы упомянули выше, существует ряд процессов, которые необходимы для осуществления обучения с помощью наблюдений:
- Процессы внимания: внимание к модели, которая выполняет действие, которое нужно изучить, очень важно. В этом процессе переменные, такие как интенсивность стимула, релевантность, размер, легкость дискриминации, новизна или частотное влияние. Остальные переменные относятся к производственной модели. Пол, раса, возраст или значение, придаваемое наблюдателем, могут повлиять на процесс ухода. Что касается переменных ситуации, было замечено, что самые сложные задачи не могут быть скопированы, а самые легкие, мало способствуя предмету, теряют внимание предмета.
- Процессы хранения: это процесс интимный связанные с памятью. Это позволяет субъекту вести себя, даже если модели больше нет. Связь того, что воспринимается наблюдателем, с элементами, уже известными ранее, и когнитивная практика или обзор того, что было изучено, может помочь сохранить удерживающую способность.
- Процессы воспроизводства: речь идет о переходе того, что было изучено в виде образов, символов или абстрактных правил, к конкретным и наблюдаемым образцам поведения. Для этого, субъект должен обладать базовыми навыками для выполнения поведения учиться и иметь его основные компоненты в своем репертуаре поведения.
- Мотивационные процессы: это другой важный процесс для выполнения усвоенного поведения. Функциональная ценность поведения может привести к его выполнению или невыполнению. Эта ценность зависит от прямых, косвенных, собственных или внутренних стимулов.
Каковы эффекты обучения с наблюдением?
Есть три различных типа эффектов, которые могут возникнуть при наблюдении за поведением модели. Это эффект приобретения, тормозящий или растормаживающий эффект и облегчение.
- Эффект от приобретения нового поведения: субъект приобретает новые навыки и поведение благодаря подражанию и необходимым правилам для их выполнения и развития новых в том же направлении действий. Приобретенное поведение — это не только моторные навыки, но и эмоциональные реакции также изучаются.
- Тормозящее и растормаживающее действие: Если предыдущий эффект привел к приобретению нового поведения, это способствует растормаживанию или торможению существующего за счет мотивационных изменений. В этой переменной Восприятие собственных возможностей субъекта или последствий, которые он получает, вступает в игру модель своим действием.
- Эффект облегчения: Наконец, этот эффект относится к возможности, которую дает обучение с помощью наблюдений для выполнения уже существующих форм поведения, которые не подавляются в большей степени.
Многие из наших поступков мы приобрели путем подражания. Хотя правда, что темперамент, более биологического происхождения, играет важную роль, модели, которые нас окружают, тем более. Тот факт, что мы застенчивы, говорим медленнее или быстрее, наши жесты, если мы агрессивные люди или страдаем фобией, частично усваиваются посредством моделирования.
Теория социального обучения Бандуры актуальна не только для понять, почему люди ведут себя определенным образом, но это также было для лечить такое поведение, считающееся дезадаптивным наблюдая за новыми моделями, которые, например, преодолевают свои страхи, ведут себя надлежащим образом и также подкрепляются этим.
Байес Р. и Пинильос Дж. (1989). Обучение и кондиционирование. От редакции Альгамбра. Мадрид
Домжам М. и Бурхар (1990). Принципы обучения и поведения. Редакционные дебаты. Мадрид