Среди племен наталов в Южной Африке наиболее распространенным приветствием является савубона. Это буквально означает: «Я вижу тебя, ты важен для меня, и я ценю тебя». Это способ сделать другого видимым, принять его таким, какой он есть, с его достоинствами, нюансами, а также с его недостатками. В ответ на это приветствие люди часто отвечают «шикоба», значит, я существую для вас.
Натал был одной из четырех первоначальных провинций Южной Африки, в которую входил бантустан Квазулу или земля зулусов. Большая часть того, что мы знаем об этом регионе и его людях, несомненно, восходит к знаменитой войне с Великобританией в конце 19 века. Однако иногда книги по истории маскируют, низводят или обходят стороной то интересное культурное, человеческое и философское наследие, которое уходит корнями в эти африканские народы.
Савубона: все мое внимание сосредоточено на тебе, я вижу тебя и позволяю себе обнаружить твои потребности, взглянуть на твои страхи, вникнуть в свои ошибки и принять их. Я принимаю тебя такой, какая ты есть, и ты часть меня.
Как бы любопытно нам это ни показалось, термин савубона приобрел значение в 90-х годах благодаря книге инженерных и интеллектуальных организаций.. В «Пятой практической дисциплине» Питер Сенге, профессор Стэнфордского университета, рассказал о зулусах и их замечательном способе взаимодействия и решения проблем друг с другом. Если они стали одной из самых могущественных цивилизаций на африканском континенте, то не случайно.
Савубона символизировал важность направления внимания на другого человека. Это было понять их реальность без предубеждений, босиком и без обид. Это должно было быть осведомлено о потребностях других, чтобы сделать человека видимым в группе, интегрировать его как часть ценности в самом сообществе .
Савубона: Я вижу тебя во всей твоей реальности
В нашей западной культуре наиболее распространенным приветствием, несомненно, является повторяющееся «привет, как дела?». Большинство из нас выражает эти три слова быстро и не дожидаясь ответа. Это повод для разговора, это быстрое и жесткое приветствие, которым можно хорошо выглядеть, но быстро закончить. Мы редко смотрим друг другу в глаза. Потому что жизнь побуждает нас, подталкивает и проецирует нас больше на наши собственные потребности, чем на изучение других взглядов, чтобы интуитивно удовлетворить реальные потребности.
Зулусы продвигали необходимость видеть друг друга сознательно и медленно. Я искал тот момент, где можно поддерживать расслабленный зрительный контакт, где смотреть и видеть. Где пощупать и послушать. Где обнять душу другого, даже если в ней есть темные уголки, раны и поступки, требующие какого-то возмещения от сообщества.
Савубона — это то слово, которым мы передаем наше доверие другому, оно предназначено для того, чтобы сделать его видимым и подчеркнуть, что наше внимание с ним. Это послать ему наше подлинное желание понять его, увидеть его потребности, желания, страхи, печали, красоту и добродетели. Потому что . Кто бы не хотел, чтобы его видели таким? Немногие вещи так же обогащают, как делать другое видимым, например, давать им пространство, присутствие., актуальность в нашем сердце и важность в группе, доме, сообществе или организации.
Некоторые находят определенное сходство между термином савубона и намасте языка хинди. Это больше, чем приветствия, это поклоны и способ просветить другого человека, сообщая души, воли и взаимность. В этих чуждых нашему миру жестах есть безмерная красота, есть что-то целительное и даже очищающее, что может вдохновлять нас в повседневной жизни.
Посмотрим дальше.
«Шикоба», я рад узнать, что я существую для тебя
Когда кто-то из зулусского сообщества совершал неуместное, ошибочное или оскорбительное действие, его присутствие требовалось в центре города. Их соседи, друзья и родственники образовали круг, в центре которого должен был быть упомянутый человек. После этого в течение двух дней они шли к нему с приветствием савубона, со знаменитым поклоном, а затем начинали напоминать ему о его добрых делах, его добродетелях, его прошлых успехах и всех его качествах.
Для жителей Натала и зулусского сообщества, как и для Руссо, ни один человек не родился злым. Иногда случаются кризисы и дисбалансы, которые уводят нас от этого центра естественного добра. Целью этих встреч было напомнить этому человеку о возвращении к знати. В свою очередь, они должны были показать ему, насколько важно его присутствие для остальных жителей деревни. Цель состояла в том, чтобы похвалить его, дать ему видимость, чтобы он мог вернуться своими шагами на путь добра, гармонии и радости.
И другие каждый раз, когда член сообщества обращался к нему со словом савубона, другой должен был отвечать термином «шикоба».. Это выражение принесло как облегчение, так и счастье, потому что те, кто сначала мог чувствовать себя отчужденным от группы из-за своих плохих поступков, теперь имели возможность вернуться. Ему было даровано пространство, актуальность и близость. Пришло время начать все сначала.
Зулусы придерживаются идеи, что люди существуют только в том случае, если их видят и принимают другие. Человека делает сообщество. Следовательно, нет ничего более удовлетворительного, чем получить прощение после ошибки, чем покинуть то пространство уединения, где человек живет после неудачного поступка, чтобы вернуться в сообщество, в общение с группой, зная, что это видно, любит и принял.
Поэтому давайте учиться у этого африканского племени. Давайте научимся «видеть», обращать внимание на свое, как гласит приветствие савубоны: Я вижу тебя, я принимаю тебя таким, какой ты есть. Мы способны осознавать потребности, прощать ошибки и способствовать сплоченности в каждой из наших социальных сетей.