Фраза «Человек — это то, что он делает с тем, что из него сделано» очень показательна в мысли Жан-Поля Шарля Эмарра Сартра. Фактически, можно сказать, что в нем заложены основы сартровского экзистенциализма.
Человеческое существо определяется, среди прочего, качеством его темпоральности. У каждого человека есть прошлое, настоящее и будущее. Концепция этой темпоральности — вот что делает сартровский экзистенциализм таким особенным. Фактически, его способ осмысления существования — один из самых важных в 20-м веке.
Сознание намеренно
Марксистская теория объясняла человеческое сознание как рефлексивное и пассивное сознание. перед обусловливанием мира, который его окружает. Сознание для этого образа мыслей было рефлексивным и полностью отделенным от мира. Сартр собирается отрицать эти марксистские теории, постулируя гуманистический материализм.
Человеческое сознание активно; его отношения с миром не пассивны, скорее, будучи спроектированным в будущее, он его строит. Сознание и мир неразделимы, и есть только «самосознание», а есть «мировое сознание».
Что значит, что сознание проецируется вовне?
Сартр различает две модальности бытия: «бытие в себе» и «бытие для себя».. Первая модальность бытия относится к тому, что неподвижно и всегда будет таким; примерами бытия были бы камень, перо . Они определенным образом, и их природа не меняется.
С другой стороны, «Бытие для себя» — это такая модальность бытия, которая состоит из выхода в мир и проецирования себя в будущее. Это мужество и, следовательно, чистый проект.
В случае человека эти две модальности сосуществуют. Само по себе человеческое сознание было бы тем выбором, который он делал на протяжении всей своей жизни. Человек строит себя, выбирая на протяжении всей своей жизни. Прошлое образует лицо того, что есть и остается неподвижным. Отчасти мы те, кого выбирали на протяжении всей нашей истории.
Существо человека для себя — это совесть, устремленная в будущее и в сторону новых решений, которые он примет, но это еще не принято. Это чистый проект. Вот почему Сартр постулирует знаменитую апофегму:
«Бытие для себя — это то существо, которое не является тем, чем оно является».
Это не то, что есть, потому что, проецируясь в будущее, он меняется и, возможно, это те решения, которые вы примете. Это не то, что есть, потому что, хотя оно построено из самого бытия, мы не можем сказать, что это именно то (его прошлое).
Человек — ничто согласно сартровскому экзистенциализму?
Как мы сказали, за человеческой реальностью стоит уже неподвижное прошлое. Мы наше прошлое. С другой стороны, будущего еще нет, но сознание устремлено к нему.
Настоящее сознание смотрит в сторону возможных выборов. Следовательно, сартровский экзистенциализм постулирует, что нынешний человек — это чистый проект, брошенный на произвол судьбы. Настоящий человек — ничто. Мы — наше прошлое, но не только оно; настоящее ведет нас к тому, кем мы собираемся стать, и поэтому, как таковое, это ничто.
«Человек — это то, что он делает с тем, что из него сделали»
Теперь мы можем лучше понять эту фразу, которая так хорошо определяет сартровский экзистенциализм. Мир и сознание, будучи одним целым, формируют друг друга. Мир делает человека тем, что он выбирает из множества своих возможностей, ограниченных внешними условиями.
Таким образом, наше прошлое — это то, что мы выбрали, то, что мир сделал для нас возможным. Однако, как мы уже отмечали ранее, Мы не только наше прошлое, так как здесь и сейчас мы брошены в мир, который является чистой возможностью и который мы выберем.. Человек приговорен к свободе! И, если можно, мы добавим немного психологии ко всей этой теории, упомянув императив Пиндара: «Не бойтесь быть тем, кто вы есть». Смеем ли мы?