Религия возникла как древняя необходимость, по крайней мере, так считают, и это поддерживается до сегодняшнего дня без каких-либо указаний на то, что он собирается исчезнуть. Если мы посмотрим на историю, мы поймем, что религия — если о ней можно говорить объединяющим образом — претерпела множество вариаций. Так, например, мы стали свидетелями зарождения монотеистических религий, в которых поклоняются единому Богу.
Эти боги также менялись на протяжении веков, принимая разные имена и формы. Есть боги, изображения которых невозможно представить, а также другие, которым приписывают фантастические формы, иногда связанные с животными.
«От всего сердца отдайся Богу, Который часто проливает дождь Своей милостью во времена, когда надежды более сухие»
-Мигель дель Сервантес-
Религия также стала институционализированной, и от ее имени были созданы социальные институты с целью предоставления или улучшения услуг, таких как образование и здравоохранение. Отрицательная сторона заключается в том, что под его именем также происходили великие войны. и большое количество преступлений и несправедливостей было совершено на основе убеждений, которые во многих случаях неверно истолковывались.
Объяснения религии
Многие объяснения использовались, чтобы попытаться объяснить зарождение и жизнь религии на протяжении веков. Одним из наиболее защищаемых является тот, который мы уже разоблачили в начале — религия выполняет функцию ответа на те вопросы, на которые мы не смогли ответить никаким другим способом — но это не единственное объяснение, которое было дано. к религии.
Вот некоторые из этих попыток объяснить зарождение и существование религии:
- Религия стала причиной употребления наркотиков. У людей, употреблявших галлюциногенные вещества, были ненормальные видения, которые они в конечном итоге интерпретировали как послания из загробной жизни. Некоторые шаманы и ведьмы употребляли наркотики, чтобы быть ближе к богам или общаться с ними при принятии решений. Также считается, что употребление этих наркотиков в некоторых случаях было непреднамеренным, поэтому интерпретации, представляющие божественные существа, правдоподобны.
- Другое объяснение считает, что религия, кажется, дает объяснение явлений, которым не хватало логической интерпретации.. Некоторые явления, которым было так легко найти убедительное объяснение, такие как дождь или гром, можно интерпретировать с помощью логического обоснования, а мотивация объяснить их причину побудила людей создать богов. Таким образом, именно боги вызвали те явления, которым не было рационального объяснения.
- Возникновение религии также проявляется как форма идолопоклонства. Некоторых людей боготворили за их действия и слова. Это поклонение привело к созданию религий вокруг этих фигур.
- Последнее объяснение, собранное здесь, говорит нам, что религия предстает как когнитивная адаптация. Под познанием мы подразумеваем психические функции, процессы и состояния, уделяя особое внимание таким процессам, как понимание, умозаключение, принятие решений, планирование и обучение. Эта точка зрения является одной из наиболее распространенных в биологии и психологии.
Почему религия здесь, чтобы остаться?
Мы верим в богов
Согласно книге Скотта Атрана «Мы доверяем богам», религия пытается передать гены с предрасположенностью к определенному поведению, к групповому отбору и к подражанию или подражанию. С этой точки зрения, религия — это не доктрина или институт, даже не вера. Согласно этой точке зрения, религия исходит из обычных задач человеческого разума, когда он имеет дело с жизненно важными проблемами, такими как рождение, старость, смерть, непредвиденные события и любовь.
Чтобы понять эту точку зрения, нужно понимать, что религия стоит дорого, а ее доктрины во многих случаях противоречат интуиции. Например, значение, придаваемое жертвоприношениям, предлагаемым некоторыми религиями. Следование той или иной религии дорого обходится, а иногда даже может стоить жизни. Сравнение положительных характеристик, которые дает религия, и отрицательных, может дать отрицательный баланс, который указывает на то, что религия выбирается не просто из-за ее преимуществ.
«Человек находит Бога за каждой дверью, которую удается открыть науке»
-Альберт Эйнштейн-
Вместо этого понимается, что религия является неадаптивным следствием адаптивных характеристик человеческого познания.. То есть религия — это адаптация на когнитивном уровне, которая сама по себе не адаптивна, если мы посмотрим на издержки и выгоды, которые она приносит. Религия, как и другие культурные явления, является результатом слияния когнитивных, поведенческих, физических и экологических ограничений, заложенных в сознании.
Психологические способности, создающие религию
Как уже было сказано, религия развивается благодаря определенным психологическим способностям, которые помогают нам адаптироваться к условиям жизни. Вот некоторые из этих способностей:
- Первичные и вторичные аффективные программы: эмоции, которые мы испытываем, и то, как мы их интерпретируем, имеют последствия для взаимодействия между людьми. Убеждения в религии заставляют нас иметь различные аффективные реакции с нашей группой, чем с другими группами, будучи более аффективными по отношению к членам самой группы. Этот способ выражения эмоций был эволюционным, поскольку приносил пользу группе, к которой он принадлежал.
- Социальный интеллект: групповая жизнь породила разные интерпретации, которые служили для защиты группы. Выбор того или иного бога определяется принадлежностью к группе, и этот выбор, в свою очередь, создает различия с другими группами. Разница в этом выборе, в свою очередь, служит для регулирования и узаконивания отношений, которые устанавливаются с теми группами, которые выбрали другого бога, что приносит пользу самой группе.
- Когнитивные модули: это мысленные схемы, которые регулируют интерпретацию выполняемых действий и ритуалов. Эти модули оправданы и поняты из религии. Ритуалы, выполняемые в рамках нашей религии, понятны и приемлемы, в то время как ритуалы, выполняемые в других религиях, кажутся странными и непонятными. Благодаря этим схемам сохраняются ритуалы и действия самой группы.
В итоге, Люди имеют тенденцию обнаруживать свободу действий или причину действия там, где ее нет.. Например, веру в сверхъестественное можно в значительной степени объяснить той же когнитивной адаптацией, которая заставляла наших предков интерпретировать звук ветра, двигающего кусты, как присутствие саблезубого тигра.
Эта интерпретация была полезна постольку, поскольку способствовала выживанию. Таким образом, сверхъестественные агенты станут побочным продуктом эволюции, вызванной схемой обнаружения хищников.
Из этой интерпретации lРелигия была бы инструментом, который наш разум использует, чтобы давать правдоподобные интерпретации тех событий, которые нам неизвестны.. В свою очередь, разум воспроизводит эти механизмы или схемы посредством эволюции, чтобы гарантировать принадлежность к группе, а также ее выживание.