Поведенческая экономика — это продукт встречи экономики и психологии. Он постулирует, что косвенное внушение может влиять на принятие решений так же эффективно, как и прямое и рациональное указание.
Принцип рациональности, которым руководствуется экономика, является результатом капиталистических отношений производства и обмена. До возникновения капиталистических отношений экономическая деятельность преследовала цели, навязанные традициями. Например, обработка земли для производства еды, ткачество для изготовления одежды и т. Д. Он прибегал к средствам, унаследованным от предыдущих поколений, без рационального анализа того или другого.
Ричард Талер утверждает, что основы традиционной экономики, которая верит только в эффективные рынки, населенные рациональными субъектами, ложны.. Человек — это не счетная машина, наполняющая книги по экономике. Это скорее это странное существо, подверженное множеству предрассудков и предубеждений. Одним из справочников, в которых излагается эта идея, является «Плохое поведение: открытия поведенческой экономики».
Поведенческая экономика: концепция толчка
В 2017 г, Ричард Х. Талер, пионер поведенческой экономики, получил Нобелевскую премию по экономике за исследование толкание. Подталкивания — это простые способы направлять наше поведение.
Простой рисунок мухи на дне писсуара может снизить риск распыления снаружи на 80% и, следовательно, сократить расходы на дом.
Это один из знаковых примеров Nudge: мягкий способ вдохновить на правильное решение. Ричард Х. Талер и Касс Р. Санстейн изучают «подталкивания», простые и интеллектуальные устройства, в которых задействован не только наш разум.
Деталь, как в случае с мухой, может побудить нас действовать определенным образом. Эти подталкивания основаны на ряде когнитивных предубеждений.
Поведенческая экономика: когнитивные искажения
В книге более 30 предрассудков при принятии решений. Мы оставляем вам некоторые из самых важных:
- Эффект Форера: наблюдение, что люди одобряют описания своей личности, которые якобы были сделаны специально для них. На самом деле они достаточно общие и расплывчатые, чтобы их можно было применить к широкому кругу людей.
- Систематическая предвзятость: решение отдельных лиц сильно зависит от того, как представлены различные варианты. Например, размер тарелки влияет на количество потребляемого.
- Смещение якоря: люди редко принимают решения без эталонной ситуации. Например, прошлое решение или решение, принятое кем-то другим.
- Предвзятость неприятие потерь: Люди ненавидят зарабатывать больше денег, если они не могут их потратить. Например: физическое лицо предпочло бы получать 1800 евро чистой зарплаты вместо 2000 евро брутто, из которых 200 пойдут на налоги.
- Подтверждение смещения: состоит из тенденции интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить предвзятые мнения. Эффект сильнее всего в сообщениях с эмоциональным содержанием и твердо укоренившимися убеждениями.
- Предвзятость в ретроспективе: как только вы знаете, что произошло, вы склонны изменять в памяти мнение, предшествовавшее происходящим событиям, в пользу окончательного результата.
- Смещение слепых зон: это тенденция не признавать наши собственные предрассудки. Субъект считается менее подверженным влиянию, чем средний человек.
- Максимальное смещение завышенной оценки в конце— Люди оценивают свой прошлый опыт на основе своих ярких моментов или последних впечатлений. Например, вероятность несчастного случая переоценивается, если человек недавно переболел.
- Краткосрочная предвзятость или «гиперболическая скидка»— Во многих случаях люди ценят будущие чаевые меньше, чем немедленное вознаграждение. Например, удовольствие от никотина по сравнению с риском сердечно-сосудистого заболевания. В отличие от homo oeconomicus, это не просто предпочтение для настоящего, а скорее «гиперболическое» предпочтение (в почти математическом смысле этого терминдля настоящего.
Поведенческая экономика: понятие «толкает»
Так называемые «подталкивания» нацелены на использование предрассудков индивидуальной рациональности, чтобы направлять индивидуальные решения в направлении общих интересов. Вот что объясняется в бестселлере 2008 года: «Подталкивание: добрый способ вдохновить на правильное решение».
Определяя себя либертарианцами по отцовской линии, они намереваются действовать в соответствии с архитектурой выбора и правильного поведения. Например, делая салат более доступным, чем гамбургер, можно ожидать, что у людей будет больше соблазна съесть салат.
Это сделало бы людей более здоровым и уменьшило бы количество людей, склонных к ожирению и, следовательно, меньше болезней, требующих государственных денег, и т. Д.
В итоге толкание покорило читателей и профессионалов. Несколько государств и международных организаций открыли «Подразделения подталкивания», аналогичные исследовательским центрам и лабораториям.
Пример поведенческой экономики в исследованиях донорства органов
При политике неявного согласия все граждане являются донорами органов. Хотя у них есть возможность изъявить желание не быть. Согласно традиционной экономической логике, необходимость дать явное согласие приведет к тем же результатам, что и неявное подтверждение.
Однако многие результаты поведенческой экономики показывают, что это не так. Важный эксперимент, проведенный Эриком Джонсоном и Дэном Голдштейном (2003), показал нам насколько важно, какой вариант по умолчанию в этом вопросе.
В опросе респондентов по-разному спрашивали, готовы ли они доноры. В ситуации явного согласия участникам сказали, что они только что перешли в новое состояние, в котором правилом по умолчанию было не быть донором. Им была предоставлена возможность подтвердить или изменить этот статус. В случае неявного согласия единственным вариантом было правило по умолчанию — донор.
В третьей ситуации, нейтральной, правила по умолчанию не упоминались, оставалось только выбрать. Результаты продемонстрировали важность правила по умолчанию.
Когда участникам пришлось активно принять решение стать донорами, это сделали только 42 процента. Но, в противоположной ситуации, решение составило 82 процента. А в нейтральной ситуации решение стать донором было 79 процентов.
Критика поведенческой экономики
Принимая во внимание, что люди сталкиваются с неорганизованной средой, экономика толчка и поведенческая экономика не учитывают важность социальных организаций и институтов. Государство, экономические организации, ассоциации, местные органы власти играют важную роль в структурировании общества и в определении этих индивидуальных «выборов».
Если толкание и поведенческая экономика кажутся революционными, то отчасти потому, что они скрывают сложность проблем, которые стремятся решить. Если они могут показать большую эффективность в некоторых контекстах, то это потому, что они зависят от социальных устройств, стандартов и институтов, поддерживающих эту сложность. Как это часто бывает в науке и политике, поведенческая экономика — это карлик, сидящий на плечах гигантов.
Поведенческая экономика мало заботится о других теориях принятия решений в социальных науках, и ее эффективность еще предстоит доказать. Знаменитый пример мухи, наконец, был преувеличен, и, возможно, слава теории больше соответствует иллюзиям масс, чем достоверности науки. Со временем мы увидим, подтвердят ли это расследование.