Перспектива развития Выготского

Среди всех теорий, составляющих раздел психологии, изучающий человеческое развитие, выделяются теории, сформулированные Пиаже и Выготским, несомненно, наиболее влиятельными авторами в этой области. Пиаже придерживался точки зрения, основанной на биологии и логико-арифметических рассуждениях, в то время как Выготский исходил из историко-диалектической основы происходит из философии марксизма.

Проект Выготского и его сотрудников (Лурия и Леонтьев) был очень амбициозным. Они не только хотели перестроить советскую психологию на основе новой парадигмы, но также хотели разрешить кризис, в котором оказалась эта дисциплина, согласно вашей точке зрения.

Для Выготского важным было узнать, как социальные и культурные процессы были сформулированы с точки зрения психологии. По этой причине он интенсивно изучал, как эти процессы связаны с различными эволюционными этапами развития человека.

Таким образом, чтобы глубже понять развитие Выготского, необходимо понять три основных аспекта его теории:

  • Историко-культурная перспектива.
  • Роль социального взаимодействия.
  • Процесс интернализации как двигатель развития.

Лев Выготский — один из великих психологов, изучавших процессы и особенности человеческого развития.

Ниже мы подробно объясним эти аспекты.

Культурно-историческая перспектива развития Выготского

Вы должны думать, что Выготский был писателем с социоконструктивистское мышление. Для него все знания были построены и также находились под сильным влиянием культуры. Следовательно, развитие с точки зрения Выготского в основном понимается как процесс, посредством которого ребенок «присваивает» знания, действия и цели, которые общество, в котором он живет, разработало для его выживания.

Перспектива развития Выготского

По этой причине его теория считается исторической, поскольку знания человека зависят от истории его общества. Более того, его можно считать «культурным» из-за способа, которым происходит это присвоение. Это потому что приобретение знаний происходит в процессе чисто социального обучения. Процесс, включающий не только наблюдение и подражание другим, но и целый ряд социальных и интерактивных действий.

Важным нюансом является то, что Выготский не отрицал влияния природных и генетических факторов. Для этого автора биологический и историко-культурный факторы находились в тесной взаимосвязи, в результате чего сформировалось поведение индивида.. Но было немыслимо изолировать любой из этих двух факторов, поскольку все биологические аспекты будут «запятнаны» другими социокультурными и наоборот.

Роль социального взаимодействия

Потому что теория развития Выготского принимает социокультурную перспективу, один из ключевых аспектов — социальное взаимодействие. Это дает автору инструментальная функция и посредническая функция, позволяя нам реагировать на потребности общения и интерсубъективности (понятие, относящееся к факту обмена значениями и представлениями в межличностном общении).

Этим способом, инструментальная функция основана на тех действиях, посредством которых мы переносим материалы из окружающей среды в план мысли. Точно так же, как мы конструируем инструмент для практической задачи, мы конструируем когнитивные ресурсы и стратегии как «символические инструменты», которые позволяют нам направлять психическую деятельность. Самым ярким примером этого может быть язык, хотя он имеет более сложные нюансы.

Таким образом, социальное взаимодействие — это то, что поддерживает при создании этих ресурсов, которые впоследствии будут полезны для нашей индивидуальной деятельности. По факту, языковое развитие кажется маловероятным без поддержки социального взаимодействия. После создания он выполняет важные функции в мыслительном процессе.

Посреднический аспект вытекает из того, что мы упомянули выше. Любой фактор, побуждающий к развитию индивида, прежде чем существовал в нем, уже был в обществе. Следовательно, Выготский видел в обществе транслятор этого развития. Что было адаптивным для сообщества, так это то, что передается через культуру (в очень широком смысле) отдельным людям.

Да, культура в конечном итоге выступает в роли посредника между развитием и людьми. С этим аспектом тесно связано понятие зоны ближайшего развития, лежащее в основе теории Выготского.

Перспектива развития Выготского

Выготскианское развитие как процесс интернализации

Принимая во внимание все вышеперечисленное, Выготскианское развитие можно охарактеризовать как процесс интернализации или интернализации. Чтобы понять этот термин, мы, пожалуй, можем обратиться к наиболее часто повторяющейся цитате Выготского в его литературе:

«В культурном развитии ребенка каждая функция проявляется дважды: сначала на социальном уровне, а затем на индивидуальном уровне; сначала между людьми (интерпсихологический), а затем внутри самого ребенка (интрапсихологический). Это в равной степени относится к произвольному вниманию, логической памяти и формированию понятий. Все высшие функции возникают как отношения между людьми ».

-Выготский, Развитие высших психологических процессов.

Это заявление автора подчеркивает важность социальной среды как отправной точки или двигателя развития.. На самом деле, несмотря на ярко выраженную социальную перспективу, эта перспектива не предполагает подчинения личности социальному; скорее, оба элемента задуманы в единой плоскости, где они одинаковы. С точки зрения Выготского, сознание больше не будет чем-то большим, чем социальный контакт с самими собой.

Эта точка зрения, основанная на интернализации, показывает нам парадигму, к которой мы очень мало привыкли. Фактически, когда мы говорим о развитии, мы сразу же ожидаем наличия структуры, основанной на стадиях или стадиях, которая сообщает нам, в каком возрасте происходит каждая веха или эволюционный процесс. С другой стороны, видение развития Выготского расходится с этой идеей и рассказывает нам о его функциональном процессе и о том, что общество и культура относятся к числу факторов, которые следует принимать во внимание.

Как видим, хотя Выготский — автор древний и его принципы несколько устарели, его влияние породило целую ветвь исследования развития, сосредоточенную на социокультурном подходе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: