Педагогическая модель четырех мозгов

Модель четырех мозгов — это простой и практичный способ познакомить людей с развитием и функционированием человеческого мозга. Цель этого состоит в том, чтобы каждый мог, хотя бы приблизительно, иметь представление о том, как адекватно интерпретировать поведение своих детей, студентов или пациентов.

тем не мение, Каждому важно знать, как развивается и работает мозг. Не только для матерей, отцов, педагогов или людей, которые ежедневно контактируют с детьми и подростками, но и для всех членов общества.

Как и любая попытка упростить что-то столь сложное, как человеческий мозг, эта модель может не соответствовать жизни на 100%. Тем не менее, это может быть полезно в качестве первого шага к приближению к этому увлекательному объекту исследования.

Линии развития мозга

Педагогическая модель четырех мозгов

У мозга есть три основных направления развития, которые происходят одновременно. Рассмотрим их схематично:

  • Области кзади от передних отделов неокортекса: сначала развиваются задние области неокортекса (те, которые связаны с восприятием и памятью), а затем развиваются передние или лобные области (произвольные действия и исполнительные функции).
  • От подкорки до неокортекса: сначала активируются нижние области мозга (подкорка), а затем активируются верхние области (неокортекс). Первые связаны с бессознательными процессами, такими как инстинкты и эмоции, а вторые — с мыслями и рассуждениями.
  • Правое левое полушарие: отношения, которые мать устанавливает со своим ребенком в первые недели и месяцы жизни, являются в высшей степени эмоциональными и относительными (правое полушарие), в то время как язык, разум и самоконтроль (левое полушарие) разовьются намного позже.

Модель четырех мозгов

Педагогическая модель четырех мозгов делит мозг на четыре большие области и присваивает цвет каждой из этих областей. Сюда, мы говорим о красном, зеленом, синем и желтом мозге. Кроме того, они развиваются в том же порядке.

Красный мозг

Красный мозг является более автоматическим, бессознательным, унаследованным и инстинктивным, в то время как желтый мозг является добровольным, сознательным, обученным и ориентированным на будущее. Красный мозг находится в основе мозга, и его основная цель — выживание человека. Каждый раз, когда наша жизнь находится в опасности, реакции нападения, бегства или паралича активируются бессознательно и автоматически.

В этой области мозга расположены основные функции выживания: сердцебиение, дыхание, активация организма и т. Д. Это мозг здесь и сейчас, поскольку он не способен предвидеть будущее.

Зеленый мозг

Над красным мозгом развивается зеленый мозг, также известный как эмоциональный мозг или лимбическая система. Он расположен прямо в центре мозга, и его основные функции связаны с эмоциями, базовой памятью, ассоциативным и инструментальным обучением, общительностью и отношениями привязанности.

Каждый раз, когда мы чувствуем такую ​​эмоцию, как страх, гнев или грусть, активируется указанный мозг, а точнее структуры, называемые церебральными миндалинами.

Голубой мозг

Синий мозг расположен в неокортексе, поскольку и красный, и зеленый находятся в подкорке. Можно сказать, что синий мозг — это мозг приматов и мысли.

Мозг всегда активен, даже когда вы спите. В этой синей области мозга мы храним наши мысли, познания и все, что связано с долгосрочными воспоминаниями.

Желтый мозг

Наконец, у нас есть желтый мозг, часть мозга, которая, в отличие от красного, зеленого и синего, имеет следующие характеристики: Готовность, сознательность, настойчивость, ориентированность на будущее и образованность.

Желтый мозг — это место исполнительных функций такие как концентрация, контроль импульсов, планирование, этическое понимание и эмоциональная саморегуляция среди прочего. Желтый мозг расположен в префронтальной коре, прямо перед лбом.

Мы говорим, что маленькие дети очень жестокие и всегда говорят правду, и причина этого в том, что их желтый мозг недостаточно развит.

  • У детей с диагнозом нарушения развития нервной системы, таких как СДВГ, умственная отсталость или расстройство аутистического спектра (РАС), незрелая префронтальная кора (или желтый мозг) значительно выше, чем у их сверстников того же возраста.
  • Fernier (1976) провел исследование, в котором он удалил префронтальную кору у группы макак и обнаружил, что они не могут оставаться неподвижными или сосредоточиться на конкретной задаче.

Основная функция желтого мозга — следить за потребностями других мозгов и осознавать их потребности. (красный, зеленый и синий) уметь принимать решение, наиболее адаптивное для человека.

Можно сказать, что каждый мозг выполняет определенную функцию: красный мозг (выживание), зеленый (эмоции и привязанность), синий (мышление и память) и желтый (исполнительные функции).

Педагогическая модель четырех мозгов

Координация четырех мозгов: работа дирижера

Нейропсихолог Эльхонон Голдберг разработал метафору проводника, чтобы объяснить, как различные области мозга координируются. Для того чтобы оркестр или симфония звучали хорошо, гармонично и согласованно, работа дирижера так же важна, как и работа различных частей (ударные, духовые аккорды и т. Д.) И каждого из музыкантов, которые в ней участвуют.

Если в тот день секция ударных или музыкант, играющий на тромбоне, расстроен, как бы хорошо ни работали остальные, конечный результат не будет хорошим. Музыкантам нужен дирижер, дирижеру — его музыканты. То же самое происходит и с функцией мозга.

При секвестрации миндалины, описанной Джозефом Леду несколько десятилетий назад, эмоции (зеленый мозг) гораздо более интенсивны, чем способность префронтальной коры контролировать и управлять ими (желтый мозг). В этом случае желтый мозг не может взять верх над зеленым мозгом из-за его интенсивности, поэтому ему нужен внешний желтый мозг, чтобы управлять этой эмоцией и направлять ее.

Таким образом, Хотя кажется, что желтый — самый важный из четырех мозгов, все они таковы, потому что мозг работает как единое целое, нравится все. По этой причине любая травма, травма или опухоль в любой части мозга повлияет на общую функцию и результат. Не только мозг определенного цвета.

В заключение, педагогическая модель четырех мозгов может помочь понять развитие, функционирование и взаимосвязь различных частей мозга, а также дать объяснения того, что происходит в мозгу наших детей и учеников каждый раз, когда они испытывают страх. ярость или любопытство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: