Коаны — это загадки, используемые в философии дзэн. Они предлагаются как способ увидеть реальность с точки зрения, отличной от общепринятой.. Эта загадка связана с проблемой, ответ на которую вызывает вопрос, а не наоборот.
Коаны способствуют нестандартному мышлению. Это способ мышления, в котором творчество и интуиция преобладают перед анализом и формальной логикой. Поэтому часто коан может показаться абсурдным, нелогичным или иррациональным. Его смысл в том, чтобы увести разум в другую местность.
В коане есть несколько подразумеваемых значений, поэтому их нельзя понимать буквально.. Тот же вопрос, в котором ставится проблема, должен быть подвергнут размышлениям, поскольку во многих случаях он содержит скрытый смысл, видимый только в свете интуиции.
«Монах спросил Кегона:» Как просветленный человек возвращается в обычный мир? » Кегон ответил: «Разбитое зеркало больше никогда не отражается; опавшие цветы никогда не вернутся к старым ветвям «.
-Коан дзен-
Нестандартное мышление
Мозг выполняет два типа мышления: логическое и творческое.. Последнему соответствует латеральное мышление, благодаря которому генерируются идеи, решаются проблемы и подход к ситуациям новаторски. Он характеризуется своей независимостью от предубеждений и шаблонов.
Концепция латерального мышления принадлежит психологу Эдварду де Боно.. Он ввел этот термин в свою работу «Использование бокового мышления» в 1967 году. В своей работе он проводит различие между латеральным мышлением и вертикальным мышлением:
- Нестандартное мышление. Он расходится и находится под влиянием правого полушария. Он начинается с аналогий и не следует линейной последовательности.
- Вертикальное мышление. Он линейный и находится под влиянием левого полушария. Работаем по схемам или выкройкам.
Один из приемов латерального мышления — создание случайных ассоциаций.. Коаны в основном применяют эту логику. Точно так же они обращаются к аналогии, которая лежит в основе этого типа мышления.
Коан
Коаны напоминают так называемые апории, то есть рассуждения, включающие парадоксы или противоречия, которые кажутся неразрешимыми. Обычно в области дзэн учитель делится ими со своими учениками как еще одной частью обучения.
Есть несколько известных коанов. Один из самых известных — от мастера Хакуина Экаки: «Это звук двух рук, что такое звук одной руки?» Другой широко распространенный — гласит: «Когда дерево падает в лесу, издает ли оно шум, если его никто не слышит?» Это также хорошо известно:
«–Мастер, помоги мне найти правду.
— Вы чувствуете аромат цветов?
-Да.
–Тогда мне нечему вас научить ».
Цель коанов не в том, чтобы найти ответ на проблему как таковую, а в том, чтобы продвигать образ мышления, поощряющий пересмотр того, что мы считаем само собой разумеющимся. Говорят, что даже в учении дзэн попытка разгадать одну из этих загадок показывает, что ничего не изучается.
Ценность коанов
Коаны способствуют нестандартному мышлению, их способ понимания оптимального функционирования мозга — это приглашение порвать с предрассудками. Они думают, что рациональность лишает реальность ее сложности. В этом двойственность не может существовать одновременно: либо она есть, либо нет. Эти загадки пытаются показать обратное: это есть и не одновременно.
Хотя это обучающий маршрут, Его цель — не передавать конкретный контент, а тренировать способность думать о мире по-другому., развеять предубеждения. Следующий пример очень наглядно это иллюстрирует:
«Мастер спросил монаха, что такое камень.
Один из монахов ответил:
— С точки зрения буддизма все является мысленным представлением; так что я бы сказал, что это в моей голове.
— Ваша голова должна быть очень тяжелой, если вы будете ходить с таким камнем в уме! «.
В философии дзэн цель не в том, чтобы накапливать знания или знания, а в том, чтобы «пробудить». Это означает возможность созерцать мир во всей его сложности и обнаружить, что мысль — это не твердый блок, а цикл, полный трещин.