Метод — это способ достичь цели, определяет, как организована деятельность. Как средство познания это способ мысленного отражения объекта исследования. В методологии классификация научного метода делится на два: эмпирический и теоретический. Оба они опираются на математико-статистические методы (1).
Со своей стороны, эмпирические методы используются для обнаружения и накопления набора фактов и данных в качестве основы для проверки гипотезы, ответов на вопросы научных исследований, получения аргументов в защиту идеи или следования тематическому руководству. Однако их недостаточно для углубления существенных взаимосвязей, возникающих в педагогических процессах.
Это рациональные методы те, которые позволяют систематизировать и анализировать результаты, полученные эмпирическими методами. Таким образом, эти методы позволяют делать выводы относительно решения научной проблемы. Между тем, эмпирики предоставляют ключи для разработки теорий с помощью рациональных методов (1).
Классификация научного метода
Рациональные методы классифицируются в зависимости от цели, на которую они ориентированы в исследовании.. Некоторые из них (1):
Аналитико-синтетический метод
Аналитико-синтетический метод, как следует из названия, относится к процессы анализа и синтеза. Анализ — это логическая процедура, которая позволяет мысленно разложить целое на его части и качества, на его многочисленные отношения, свойства и компоненты.
в отличие, синтез устанавливается путем объединения или комбинации ранее проанализированных частей. Таким образом, это позволяет обнаруживать взаимосвязи и общие характеристики между элементами реальности.
Анализ и синтез выступают в этом методе как своего рода диалектическая единица.. В расследовании может преобладать та или иная процедура в зависимости от стадии расследования, на котором мы находимся. Таким образом, наиболее часто этот метод используется для поиска и обработки информации.
Индуктивно-дедуктивный метод
В основном, В этом методе есть две обратные процедуры: индукция и дедукция.. Индукция — это форма рассуждения, при которой человек переходит от знания частных случаев к более общим знаниям. Это знание отражает общие черты отдельных явлений.
Основа индукции — повторение фактов и явлений действительности.. Именно Фрэнсис Бэкон первым предложил индукцию как метод приобретения знаний. Философ утверждал, что если мы хотим получить знания, необходимо наблюдать природу. При этом мы должны собирать данные и делать из них обобщения.
В данный момент, эта процедура называется индуктивным рассуждением.. Его шаги:
- Наблюдение.
- Формулировка гипотезы.
- проверять.
- Тезис.
- Закон.
- Теория.
Да, индукция и дедукция дополняют друг друга. По индукции в нескольких случаях устанавливаются обобщения из общего. Затем из этого обобщения можно сделать несколько логических выводов. Посредством индукции эти выводы переводятся в расширенные обобщения, образуя дидактическую единицу.
Гипотетико-дедуктивный метод
Гипотетико-дедуктивный метод начинается с гипотез.. Они выводятся из принципов или законов или устанавливаются на основе эмпирических данных. Таким образом, применяя правила дедукции, мы приходим к предсказаниям, которые подлежат эмпирической проверке. Этот метод часто используется, например, в клинической диагностике.
Историко-логический метод
Чтобы раскрыть суть вещей, логике нужна история. Таким образом, это своего рода метод, который позволяет нам описывать факты, исходя из логики их развития. Этот метод часто используется при поиске истории научной проблемы.
Генетический метод
Этот метод касается изучения объекта в его эволюции и факторов, которые его обусловливают. При проведении исследования может проводиться продольное или поперечное исследование.
Метод аналогий
Состоит из вывести аналогичные отношения или последствия в аналогичных явлениях. Обычно его используют в науке для получения новых знаний. С помощью этого метода можно сделать вывод о сходных последствиях в схожие исторические времена, например.
Метод моделирования
В методе моделирования создаются модели для исследования реальности.. Первым делом сформулируйте цель. Таким образом, несущественное отделяется от существенного в объекте исследования. Таким образом, может быть установлено четкое представление о сущности объекта, и эта абстракция от реальности составляет модель.
Системно-структурно-функциональный метод
Для Аристотеля целое было больше, чем сумма частей. Это происходит потому, что взаимодействия, происходящие между частями, создают качества, которые не являются результатом механической суммы качеств каждой части. На этом основан этот метод, который направлен на накопление новых знаний.
Метод систематизации
Это было связано с развитием научного метода. В основном, наиболее распространенным является использование этой модели в систематизация данных или информации, или в систематизации опыта.
Таким образом, данную классификацию научного метода в соответствии с его целью в исследовании можно резюмировать в двух аспектах. Первые методы поиска информации, который объединил бы эмпирические, аналитико-синтетические, историко-логические, генетические и систематизационные методы.
С другой стороны, у нас было бы методы построения знаний. Среди них у нас есть гипотетический дедуктивный метод, метод аналогий, систематизация, индуктивно-дедуктивный, моделирование и системно-структурно-функциональный метод.
В завершение выделите две идеи. Во-первых, что нет идеальной методологии, есть более безопасные, но и более медленные; другие, которые более подвержены ошибкам, но быстрее делают выводы. Вторая идея заключается в том, что наука сделала гигантский шаг, когда поняла, что полученные знания были так же важны, как и метод их получения..