Этика Канта: категорический императив

История философии — это история революций: с точки зрения знаний, морали, политики, экономики . В ней мы находим фигуры, которыми одинаково восхищаются и ненавидят. Один из основных — Иммануила Канта. На самом деле, кто не знает имени философа из Кенигсберга?

О нем рассказывают много анекдотов, например, что он был настолько аккуратен в своих обычаях, что местные домохозяйки ставили часы, ориентируясь на его пятичасовую прогулку. Биографы также подчеркивают отсутствие у него амбиций на личном уровне или любви к месту, где он родился и умер, а также его интерес к развитию тех отношений, которые для него были бы интеллектуальным стимулом.

Таким образом, мы говорим о любителя физики, математики и науки в целом. Влюблен в географию, строг в ее обычаях. Профессор с большой харизмой: многие студенты приехали в Кенигсберг на его уроки, где редко оставалось место. Он любил знания и в то же время знал, как быть семенем этой любви в своих учениках.

Он вырос в религиозной среде и потерял мать, когда был очень молод. Несмотря на это, у него было время научить его смотреть и называть звезды: воспоминание, которое Кант с любовью использовал в своей «Критике практического разума». Полученное им образование было отягощено очень выраженной религиозностью, авторитаризмом, догматизмом или угнетением, которые были обычным явлением в социальной среде и, в более широком смысле, в обучении.

«Две вещи наполняют мой дух растущим восхищением и уважением, когда я думаю и погружаюсь в них: звездное небо надо мной и моральный закон внутри меня. Обе эти вещи я не должен искать за пределами своего визуального круга и ограничиваться их домыслами, как если бы они были окутаны тьмой или обнаружены в трансцендентном; Я вижу их перед собой и напрямую связываю их с сознанием моего существования «.

-Кант-

Кантовская революция

В книге Канта. Коперниканский поворот в философии, его автор, Жоан Соле, обращается к отношениям между Кантом и Юмом, взяв в качестве аналогии фильм «Эль Чико» Чарльза Чаплина. В фильме мальчик бросает стекло в разные окна, чтобы к нему подошел закадычный стекольщик и предложил свои услуги.

Что ж, Юм был бы ребенком, разрушившим значительную часть установленной до того момента теории познания, основанной главным образом на мысли Декарта. Кант будет стекольщиком: «Кант нашел разбитое стекло и предложил его отремонтировать, поставив на его место матовое стекло […]», чтобы философы осознали, что они видят мир через полупрозрачное стекло. Таким образом, революция, предложенная Кантом с точки зрения знания, заключалась в том, чтобы выделить идею, на которой психология основывает многие из своих текущих вмешательств в различных областях: «наши идеи далеки от истинного образа мира».

Для Канта, возможно, философия смогла бы выйти из пещеры Платона. Однако, вслед за Юмом, это не означало, что у нас действительно было достаточно инструментов для доступа к миру, каков он есть (ноумен).

В свою очередь, он превосходит релятивизм, к которому нас подталкивают эмпирики: «Кант сохраняет впечатление чувственных восприятий, регистрируемых интуицией, но включает его в формы и схемы, которые не задаются чувствительностью, а задаются субъектом».

Категорический императив: средоточие этики Канта

Кан понимает этику как выражение человеческого разума. Если любознательный читатель захочет пойти на его оригинальную выставку, он может найти ее по адресу Критика практического разума и Основы метафизики морали — Работает над перевариванием гораздо спокойнее, чем эта статья, хотя, возможно, это не из всех философских работ, наиболее проверяющих наше понимание прочитанного. С другой стороны, категорический императив олицетворяет наступление эпохи этики, точно так же, как Просвещение могло быть для знания.

Этика Канта настолько сильна, потому что выходит за рамки обстоятельств, индивидуальностей или условностей.. И это не этика, которая исчерпывает свободу человека; скорее, это гарант, потому что он приобретает смысл именно в рамках этой свободы. Наконец, он выделяется тем, что является самоцелью, он не подчиняется ни счастью, ни любви, ни удовольствиям. Это не средство для улучшения самочувствия, бискоэластичный матрас для повышения самооценки.

Следование этике Канта — формальной и универсальной — требует усилий. Это не то, что приходит нам естественно. Поэтому наша приверженность этому — долг, обязанность, императив.

«Действуйте только так, чтобы вы могли пожелать, чтобы максима вашего действия стала универсальным законом». Другими словами, ваш путь прохождения будет одобрен этикой Канта, когда он удовлетворит желание всех действовать одинаково. Это коперниканский поворот Канта: этика не существует как продукт свободы, безнравственности или существования Бога, а скорее оправдывает существование остальных элементов.

Этика Канта: категорический императив

Памятник Канту в Калининграде

Да, если мы посмотрим на мир, мы поймем, что этика Канта далека от преобладающей. Власть или стремление к власти, страх неопределенности, потребность в безопасности кажутся гораздо более мощными мотивами, чем действия с честным намерением, что этот способ действий универсален.

Мы приветствуем посетителей, если они приносят деньги на расходы; мы подписываем мир, когда он дороже войны; Мы делаем ставку на правду, если она приносит нам больше прибыли, чем ложь. Возможно, Кан умер двести лет назад, но вполне вероятно, что мы еще не начали понимать его послание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: