В рамках психоаналитического течения мы можем найти авторов, которые ортодоксально следуют предположениям психоанализа Фрейда, и других, которые определенным образом модифицируют эти постулаты. Эрик Х. Эриксон был одним из них, расширившим и изменившим теорию Фрейда. Подчеркнули, наконец, влияние общества на развивающуюся личность и не рассматривать семейное окружение как ответственное единовременно.
Фрейд в своей генетической модели считал последовательность этапов, которые должен пройти каждый человек от рождения до взрослой жизни. Он назвал эту последовательность стадий «фазами психосексуального развития». Для психоанализа сексуальность является измерением первостепенной важности, поскольку она представляет собой один из основных источников жизненной энергии, которая движет человеческим поведением.
Фрейд назвал эту жизненную энергию либидо, которое необходимо подавить и удалить из сознания, чтобы не спровоцировать конфликт.
Согласно ортодоксальному психоанализу, эта сексуальная энергия не проявляется в подростковом возрасте, но присутствует с тех пор, как мы родились. и, что более важно, согласно Фрейду, каждая стадия связана с нашей аффективной и сексуальной частью. Таким образом, Фрейд разработал 5 стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.
Эриксон, со своей стороны, не придает значения, которое его предшественник придавал психосексуальному развитию, а вместо этого сосредотачивает внимание на социальное влияние для объяснения эволюции психики человека, поэтому он будет говорить о фазах психосоциального развития.
На каждом жизненном этапе возникает кризис, который человек должен преодолеть, чтобы перейти к следующему этапу.
Эрик Х. Эриксон
8 жизненно важных этапов
Эриксон был пионером в рассмотрении этого саморазвитие — это процесс на всю жизнь. Он понимал развитие как последовательность восьми стадий, которые проявляются на протяжении жизненного цикла. На каждом этапе, человек должен: удовлетворять свои потребности, развивать свои способности и отвечать требованиям окружающей среды владеть своим возрастом.
Если кризисы не разрешить, не может быть здорового развития человека. Следовательно, необходимо успешно провести один этап, чтобы правильно перейти к следующему. Автор рассматривает следующие этапы:
- Основное доверие против недоверия. Это происходит от рождения до примерно одного года жизни. На этом этапе ребенок должен доверять другим, чтобы удовлетворить их самые основные потребности. Дети могут научиться видеть мир как опасное место, если их опекуны покажут им отказ, или если их родители предложат чрезмерную опеку и покажут ребенку, что мир может быть опасным, не позволяя им исследовать его с безопасной базы. Здесь ключевыми социальными агентами являются лица, осуществляющие первичный уход, или другие лица, связанные с привязанностью.
- Автономность перед лицом стыда и сомнений. Он появляется по году и по трем годам. Дети должны научиться быть автономными в отношении одежды, сна и еды. В противном случае они могут сомневаться в своих силах и стыдиться себя. Здесь действует социальный агент — родители.
- Инициатива против вины. На этом этапе миссия ребенка состоит в том, чтобы почувствовать, что у него есть инициатива и что, если он ее реализует, он не должен вступать в конфликт с правами, привилегиями или целями других, чтобы не чувствовать себя виноватым. Агент-партнер — это семья. Это стадия, которая возникает, когда человеку 3-6 лет.
- Прилежание против неполноценности. В возрасте от 6 до 12 лет дети вступают в период, когда они сравнивают себя с другими детьми. Они должны овладеть социальными и академическими навыками, чтобы чувствовать себя уверенно. Неудача в этом отношении приведет к чувству неполноценности. Социальный агент — учитель.
- Идентичность против смешения ролей. Он достигает 12 лет и остается до 20 лет. Подросток пытается ответить на вопрос, кто он. Они должны установить социальную идентичность и базовые занятия, чтобы не запутаться в ролях, которые они будут играть во взрослом возрасте. ключевой социальный агент равен.
- Близость или изоляция. В раннем взрослом возрасте и после 40 лет налаживание крепких дружеских отношений, любви и товарищества — это главное. Если этого не добиться, может возникнуть чувство изоляции или одиночества. Социальный агент — парни, супруги и друзья.
- Генеративность против застоя. От 40 до 65 лет. Задача состоит в том, чтобы повысить производительность труда, обучить семью и иным образом позаботиться о потребностях молодых людей. Если они не берут на себя эти обязанности, они застаиваются на сцене и впадают в эгоцентризм. Социальные агенты — супруга, ребенок и культурные нормы.
- Непорочность перед лицом отчаяния. В старости, начиная с 65 лет, взрослый оглядывается на свою жизнь, имея возможность найти значительный, продуктивный и счастливый опыт или серьезное разочарование в обещаниях и целях, которые не были выполнены. Собственный опыт и, прежде всего, социальный, указывают на то, как разрешается этот последний кризис. Ключевым социальным агентом является человечество.
Сила эго
Как мы только что видели, Эриксон предлагает решение каждого кризиса, который возникает на разных этапах нашего развития. Разрешая каждый из конфликтов, человек будет расти эмоционально и психологически. Но важно не только разрешать возникающие конфликты, но также очень важно приобретать навыки, которые заставят нас противостоять этим конфликтам.
Приобретение таких навыков благодаря нашим социальным агентам и способность решать все возникающие кризисы избавят нас от психопатологии. С другой стороны, также важно помнить, что, если мы этого не сделаем, мы можем застрять в некоторых из них, что не позволит нам прогрессировать.
Когда мы приобретаем необходимые навыки, мы испытываем приятное чувство доминирования, называемое силой эго.
Это может вас заинтересовать.
Прочтите это в Ум прекрасен — Эрик Эриксон, другой психоаналитик
Эрик Эриксон был немецким психоаналитиком, разработавшим теорию, согласно которой человеческое существо проходит через восемь возрастов в своем развитии.