Дивергентное мышление: что это такое и как его развивать

Дивергентное или нестандартное мышление характеризуется способностью находить множество оригинальных решений одной и той же проблемы. Это спонтанный, подвижный и нелинейный ментальный подход, основанный на любопытстве, а также на несогласии. Фактически, это также очень распространенный тип мышления у детей, когда радость, воображение и свежесть дают больше свободы их рассуждениям.

Дивергентное мышление актуально. В обществе, привыкшем давать нам аналогичные навыки, наступает время, когда крупные компании начинают ценить другие навыки., другие аспекты, которые привносят в ваши проекты изобретательность, жизненную силу и подлинный человеческий капитал. Таким образом, человек, способный предложить инновации, творческий подход и новые цели, может стать отличным кандидатом для многих из этих организационных проектов.

Однако есть кое-что, что мы должны признать. Наши школы, институты и университеты продолжают уделять приоритетное внимание явно конвергентному типу мышления в своей методологии. С другой стороны, вспомним, что это было в 60-е годы, когда Дж. П. Гилфорд дифференцировал и определил конвергентное мышление и дивергентное мышление.

Хотя он сам подчеркнули важность обучения детей последнему типу ментального подхода, образовательные учреждения уделяли этому мало внимания. В общем, они определили приоритетность типа рефлексии (или, скорее, ее отсутствия), когда ученик должен применять линейное мышление и серию структурированных правил и процессов, чтобы прийти к единственному решению: тому, которое оценивается как правильное.

Хотя это правда, что во многих случаях эта стратегия бывает полезной и необходимой, позвольте нам допустить еще один ключ; реальная жизнь сложна, динамична и достаточно неточна, чтобы полагать, что у наших проблем может быть только один выход. Следовательно, нам нужно развить подлинное дивергентное мышление.

По этой причине существует множество образовательных центров, которые поощряют своих учеников не ограничиваться поиском правильного ответа. Цель состоит в том, чтобы они могли создавать и предлагать новые вопросы.

«Творчество интеллект весело»

-Альберт Эйнштейн-

Дивергентное мышление: что это такое и как его развивать

Дивергентное мышление и его психологические процессы

Прежде чем продолжить, необходимо уточнить идею. Никакая мысль лучше другой. Конвергентное мышление полезно и необходимо во многих случаях. Однако настоящая проблема в том, что они «приучили» нас думать только одним способом, оставив в стороне (и даже полностью исключив) эту спонтанность, этот остроумие и пленительная свобода.

На многих курсах, направленных на обучение людей дивергентному мышлению, студентам часто задают такие вопросы, как:

  • Что бы вы могли делать с кирпичом и ручкой? Какие варианты использования вы можете придумать, если мы предложим вам зубную щетку и зубочистку?

Мы понимаем, что вначале нам может потребоваться некоторое время, чтобы получить хотя бы одну идею. тем не мение, есть люди, способные дать множественные ответы и гениальные идеи потому что у них большой потенциал в том, что Эдвард де Боно в то время называл «нестандартным мышлением». Чтобы лучше понять, как это работает, давайте теперь посмотрим, какие психологические процессы составляют его.

Кроме того, исследование, проведенное доктором Камраном Аббаси, врачом и исполнительным редактором British Medical Journal, обнаруживает кое-что важное: дивергентное мышление ухудшается с возрастом. Больше всего в этом конкурсе выделяются дети от 10 до 15 лет. С тех пор образование или наши социальные модели ослабляют этот потенциал.

Дивергентное мышление: что это такое и как его развивать

Семантические сети или теория связности

Дивергентное мышление способно находить отношения между идеями, концепциями и процессами, которые не имеют никакого сходства. Психологи, являющиеся экспертами в области творчества, говорят нам, что у людей разные ментальные сети ассоциаций:

  • Люди с «крутыми» семантическими сетями больше руководствуются логикой и линейным мышлением. 
  • Со своей стороны, люди с «плоскими» семантическими сетями имеют гораздо более взаимосвязанные и в то же время слабые ментальные сети. То есть иногда они связывают друг с другом две вещи, которые не имеют смысла, но мало-помалу им помогают другие сети, пока они не достигнут гениальной и новаторской идеи.

Правое полушарие и левое полушарие

Все мы слышали об этой теории, в которой нам говорят, что правое полушарие является творческим, а левое — логичным. Следовательно, и согласно этому, люди, которые используют дивергентное или латеральное мышление, будут преимущественно использовать правое полушарие. Хорошо, мы должны быть осторожны с подобными представлениями о латерализации или доминировании мозга. потому что на самом деле в них есть отличные нюансы.

Мы не можем рассматривать мозг как единое целое с ограниченными областями. Фактически, при создании идеи, будь она гениальной, консервативной, логичной или творческой, мы используем весь этот орган. Однако ключ в том, как мы соединяем одну идею с другой. Самые изобретательные люди используют древовидную мысль, то есть их мозговые связи очень интенсивны в обоих полушариях, а не только в одном.

Воображение — это начало творения. Вы представляете, чего хотите, вы преследуете то, что представляете, и, наконец, вы верите в то, что вы преследуете »

-Джордж Бернард Шоу-

Дивергентное мышление: что это такое и как его развивать

Как я могу тренировать свое дивергентное мышление?

Мы сказали вначале, что все мы, независимо от возраста, можем тренировать свое дивергентное мышление. Для этого мы сосредоточимся на 4 очень четких целях:

  • Улучшить нашу беглость: способность выдвигать большое количество идей.
  • Повысьте нашу гибкость: уметь создавать разнообразные идеи, основанные на разных областях знаний.
  • Оригинальность: способность создавать новаторские идеи.
  • Улучшаем нашу разработку: способность улучшать наши идеи, развивать их более изощренно.

Далее мы предлагаем четыре способа его достижения.

Синектические упражнения

«Синектика »- термин, придуманный психологом Уильямом Дж. Дж. Гордоном.. По сути, это означает способность находить связи и отношения между концепциями, объектами и идеями, которые, по-видимому, вообще не имеют никакой связи. Это упражнение требует высокой умственной активности, и мы можем выполнять его ежедневно, выбирая концепции самостоятельно. Например:

  • Что делать со скрепкой и ложкой?
  • Какие отношения могут быть между рекой Лимпопо в Африке и озером Байкал в Сибири?

Техника бега

Техника бегства — еще одна стратегия развития творческой идеи, разработанная Бобом Эберли. Нам будет очень полезно создать что-то новаторское и тренировать свое мышление. Например, предположим, что мы должны генерировать идею для нашей работы. Как только у нас появится эта «идея», мы пропустим ее через эту серию «фильтров»:

  • 1) Замените элемент этой идеи другим (что мы можем изменить в том, как мы весело проводим время? И в том, как мы работаем?).
  • 2) Теперь объедините их все (что мы можем сделать, чтобы наша работа была более увлекательной?).
  • 3) Адаптируйте их (что они делают в других странах, чтобы работать с меньшим стрессом?).
  • 4) Модифицируйте их (Как работать и не напрягаться?).
  • 5) Дайте им другое применение (что в моей работе может сделать ее более увлекательной (даже если она не была специально разработана для этого)?).
  • 6) Устраните некоторые (что, если бы я пришел немного раньше, чтобы максимально использовать день?).
  • 7) Реформа (Что, если бы я посмел .?).
Дивергентное мышление: что это такое и как его развивать

Настроение и полноценный отдых

В исследовании, проведенном психологом Ниной Либерман из Колумбийского университета и вошедшем в интересную книгу «Игривость: ее связь с воображением и творчеством», нам открылось кое-что интересное. Дивергентное мышление идет рука об руку с радостью, оптимизмом и внутренним благополучием. В хорошие социальные отношения, хороший отдых и отсутствие давления, беспокойства и стресса оптимизируют дивергентное мышление.

Понятно, что иногда в наших взрослых делах, в нашем образе жизни, наполненном давлением и заботами, мы пренебрегаем многими из этих ценных аспектов. Следовательно, мы также можем сделать вывод, что этот тип мышления также рождается из типа отношения к жизни, там, где мы можем быть более свободными, счастливыми, нонконформистскими, открытыми для опыта .

Давайте развивать эту динамику. Жить хорошо, чтобы думать лучше, несомненно, может быть хорошей целью работать каждый день .

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: