Фаллоцентризм — это символическая концепция, изначально созданная для того, чтобы поставить под сомнение психоаналитические теории Фрейда и Лакана. Он выражает идею о том, что мужской фаллос — важнейший элемент психики человека. Таким образом, когда психоанализ определяется как фаллоцентрический, это означает, что эта теория вращается вокруг мужской сексуальности.
Однако фаллоцентризм относится не только к психологической и сексуальной структуре человека. Часто это понятие, используемое в таких дисциплинах, как философия или социология, как синоним патриархата, то есть социальная система, в которой преобладает мужественность.
Истоки фаллоцентризма
Термин фаллоцентризм был впервые введен в употребление в 1927 году Эрнестом Джонсом, психоаналитиком и официальным биографом Зигмунда Фрейда. Спустя десятилетия, в 60-х годах, Жак Деррида был тем, кто наиболее популяризировал концепцию фаллоцентризма.. Деррида использовал этот термин для критики психоанализа. Автор обвинил это психологическое течение в сведении сексуальности практически к мужскому фаллосу и установлении полностью асимметричных отношений между мужчинами и женщинами.
Жак Деррида утверждал, что и язык, и социальное поведение основаны на мужском превосходстве. Все это построило общество, полное стереотипов мачо, в котором мужская фигура имела практически всю власть, а женщина была, по сути, пассивным субъектом.
Зигмунд Фрейд
Феминистские теории и фаллоцентризм
Со своей стороны, феминистские движения также подвергли сомнению психоанализ и его фаллоцентрическое видение. Критика приобрела силу, особенно в Соединенных Штатах в 1970-е годы, в разгар второй волны феминистского движения.
В то время такие женщины, как Кейт Миллет, Суламифь Файерстоун или Бетти Фридман, подвергали сомнению такие образы, как Эдипов комплекс, кастрация или зависть к пенису. Главный аргумент в том, что они создали стереотипный образ женщины и женственности. Теоретические разработки Жака Деррида снова были на столе.
Так действительно ли психоанализ фаллоцентричен?
Ответ на этот вопрос непрост, поскольку психоанализ — это психологическое течение с большим разнообразием мнений в рамках одной и той же ориентации. Посмотрим подробнее об этом.
В конце 19 века Зигмунд Фрейд заинтересовался тем, как сексуальность влияет на людей в целом и на их пациентов в частности. Выяснилось, что во многих случаях неврозов за собой стоит какой-то сексуальный конфликт.. Например, сексуальное расстройство или некоторые парафилии были тесно связаны с психическими страданиями.
В результате этих первых наблюдений Фрейд за более чем четыре десятилетия разработал свою теорию сексуальности, основанную на фаллосе, реальном или символическом. Теория, в которой женское психосексуальное развитие понималось как отрицание мужского.
Основные критические замечания Фрейда
Различные теории Фрейда о сексуальности подвергались серьезному сомнению внутри самого психоаналитического движения. Первой это сделала Карен Хорни, раскритиковавшая концепцию зависти к пенису.
По словам этого автора, женщины не обязательно испытывали такие эмоции. Причина в том, что его психосексуальная конституция не была признана отрицанием мужского начала. Хорни защищал первичную женственность своей собственной сущностью, а не производной от мужского начала..
Эрнест Джонс также очень критически относился к теориям Фрейда. Психоаналитик ввел термин фаллоцентризм, поскольку считал, что аргументы Фрейда основаны на фаллоцентрическом видении.
Карен Хорни
Заключительные мысли о фаллоцентризме и психоанализе
Бесспорно, что психоаналитическая теория рассматривает фаллос как главный дифференциатор. Однако этот факт не означает, что психоанализ поддерживает патриархат или является его теоретической основой.
Начнем с того, что многие психоаналитики дистанцируются от теорий Фрейда и не чувствуют себя представленными им. Это в дополнение, фаллос в психоанализе часто имеет мало общего с мужской генитальностью и да, с более символическими проблемами.
Не следует забывать, что психоанализ — очень абстрактная школа мысли. Многие из его концепций относятся к сложным механизмам психики, которые требуют длительного изучения для их глубокого понимания. Таким образом, приравнивание психоанализа к фаллоцентризму и, следовательно, к патриархату подразумевает крайний редукционизм. В рамках этого течения мысли будут люди, более близкие к идеям Фрейда, и другие, кто категорически не согласен с ними.
В любом случае можно сделать вывод, что психоанализ имеет важный фаллоцентрический компонент. Однако это не всегда будет связано ни с мужской генитальностью, ни с защитой общества, в котором доминирует мужественность.