Жизненные установки — центральная концепция транзактного анализа.. Это подход к психотерапии, заимствованный из гуманистической психологии, появившейся в 1950-х годах 20-го века. Его создателем был Эрик Берн, канадский врач и психолог, на которого в некоторой степени повлиял фрейдистский психоанализ.
Согласно транзактному анализу есть три состояния личности: Ребенок, Родитель и Взрослый. Эль-Ниньо будет мотивировать импульсивное поведение и сосредоточиться на немедленном. Отец связан с предрассудками, мнениями, нормами и законами, переданными родителями. Взрослый — это состояние автономии.
Из этих трех примеров возникают жизненные установки. Для Эрика Берна, жизненные установки — это своего рода «сценарии», то есть стереотипные способы действия. Они бессознательны и определяют отношение человека к миру. Такое отношение выглядит следующим образом.
«Мы думаем, что относимся к другим . но на самом деле мы играем».
-Эрик Берн-
1. Я не прав — ты в порядке, первая жизненная позиция
Трансактный анализ предполагает, что это первая из жизненно важных установок человека. В частности, такое отношение будет структурировано в течение первого года жизни и бессознательно. Это жизненное отношение возникает из беззащитного состояния, в котором ребенок находится перед окружающими его взрослыми. Он тот, кто в них нуждается, потому что он не может удовлетворить их потребности, и он также очень уязвим. Иногда на ваш звонок ответят, а иногда нет.
Во взрослой жизни такое отношение можно сохранить, иногда потому, что на этом этапе была чрезмерная защита, а позже не было прогресса в эмоциональном развитии. Тот, кто занимает эту позицию, становится очень требовательным к миру.. Он хочет внимания, помощи, защиты. Поощряет депрессивное, неполноценное и неуверенное в себе отношение.
2. Я ошибаюсь — ты ошибаешься
Во втором из жизненных отношений есть структура, в которой преобладает идея общего недомогания. Один не прав, но и другие тоже. Многие определяют такое отношение как нигилистическое. Он настроен на второй год жизни, этап, на котором ребенок получает меньше внимания и ласк, чем в течение первого года.
На этом этапе появляются выговоры, но также исследование мира приводит к тому, что у ребенка появляется больше спотыканий, падений и переживаний боли. Вы можете создать представление, что «все не так». Детство болезненные или трагические причины, по которым такое отношение укореняется.
Когда такое отношение сохраняется у взрослого, преобладают безнадежность, апатия и тоска. Существуют тенденции к саморазрушению, преобладает отсутствие мотивации или интереса к продвижению или решению проблем. Они не хотят рисковать или драться. Одна из его повторяющихся фраз: «все не имеет значения».
3. Я в порядке — вы ошибаетесь
Это жизненное отношение настраивается между 2 и 3 годами и соответствует стадии, на которой ребенок компенсирует боль, вызванную выговорами, ласками, которые делает сам. Около позиция самокомпенсации, в которой другой относительно отвергается, презирается или сводится на нет.
Дети, которые на этом этапе находятся в состоянии покинутости или насилия, более восприимчивы к очень интенсивному развитию этого жизненного отношения. Это может в конечном итоге отразиться в детстве и взрослой жизни как поза преследования или спасения. Чтобы, другие ошибаются и поэтому должны быть устранены или спасены.
Эта позиция отражается во взрослой жизни как отсутствие самокритики, убежденность в том, что один всегда прав, и склонность обвинять других из всего. Создает доминирующих людей, склонных судить других, сражаться или подавлять людей.
4. Я в порядке — у вас все в порядке
Это жизненное отношение имеет два разных лица. Первое безумие и связано с маниакальной позой.: все хорошо, все замечательно, ни у меня, ни у кого нет ничего плохого. В детстве этим людям обычно уделялось слишком много внимания. Следствием этого является безответственность и отсутствие обязательств.. Также есть счастливая и беззаботная импульсивность. Обычно, когда эти люди переживают явно негативный опыт, они впадают в противоположную крайность: нигилистическая позиция.
С другой стороны, это жизненное отношение может также представлять реалист. В этом случае происходит что-то вроде: «Я более или менее здоров, а вы более или менее здоровы». Это соответствует тем, кто умеет самостоятельно направлять свое личное развитие и ценит как себя, так и других.
В транзакционном анализе, жизненные установки определяют качество отношений с другими. Они, в свою очередь, решающим образом влияют на ощущение благополучия или дискомфорта перед лицом жизни и на возможности развития.