Лао-цзы был автором знаменитого «Дао дэ цзин», шедевра даосизма; на самом деле он считается основателем этого течения восточной мысли. Этот великий философ хотел синтезировать значительную часть своего учения в том, что он назвал четырьмя главными добродетелями. Они соответствуют осям того, что, по его мнению, было гармоничной, полной смысла жизни.
Лао-цзы, имя которого означает «старый господин», распространял доктрину, в которой конечной целью является достижение гармонии как внутри себя, так и по отношению ко всему, что существует во вселенной. Четыре основных добродетели — это путь к достижению этого состояния мира и достижения «три сокровища» даосизма: сострадание, смирение и бережливость.
«Мудрый учит не словами, а делами».
-Лао-Цзы-
Для Лао-цзы и его последователей четыре главные добродетели — не догма, а путь. Это Достижение этих добродетелей не является «долгом», это скорее предпосылка, чтобы иметь возможность жить в мире. Это означает, что это не цель, которую нужно достичь, а способ ее достижения. Таким образом, великие достоинства этой философии заключаются в следующем:.
1. Почтение ко всем формам жизни
Согласно Лао-цзы, первая из главных добродетелей — это почитание всех форм жизни. Обратите внимание, что здесь говорится не об уважении к жизни, а о благоговении.
Это почтение, помимо уважения, включает внимание и восхищение. В данном случае речь идет не просто о том, чтобы не положить конец какой-либо форме жизни, но и о ее оценке во многих ее измерениях.
Один из интересных аспектов состоит в том, что Лао-цзы указывает, что первый образ жизни, заслуживающий уважения, — это собственный. Это чувство уважения и восхищения рождено любовью. Так что недостаточно просто не вмешиваться в различные формы жизни, но должно быть существенное чувство привязанности к ним.
2. Естественная искренность.
Лао-цзы называет естественную искренность способностью быть честным и искренним, особенно с самими собой.. Задача состоит в том, чтобы узнать и понять, кто мы на самом деле, поскольку это абсолютно необходимое условие, чтобы быть честным с другими. Открытость сначала создается внутри нас, а затем она естественным образом выражается с другими.
Когда мы находим свою собственную истину, нам следует оставаться верными тому, кто мы есть и во что мы верим.. В этом суть подлинности: быть, а не проявляться. Когда мы принимаем себя, подлинность также возникает спонтанно. Вот почему Лао-цзы говорит о «естественной искренности», а не просто о искренности.
3. Кротость — одна из четырех главных добродетелей.
Иногда кротость путают со слабостью или подобострастием. Собственно, это не имеет отношения к этому, а может быть даже наоборот.
Кротость — следствие гармонии и внутреннего покоя. Это выражается в доброте и внимании в отношениях с другими и рождается из доброты, которая, в свою очередь, рождается только тогда, когда кто-то полон любви.
Кротость предполагает отказ от желания контролировать, манипулировать или навязывать другим. Эти желания приводят к развитию воинственного отношения к другим.
Кому не нужно делать других объектом своего гнева или средством для достижения своих целей, но также умудряется быть послушным и добрым.
4. Доброжелательное отношение
Для Лао-цзы отношение помощи — высшая из четырех основных добродетелей.. Эта добродетель достигается только при наличии уважения, искренности и доброты. Это в основном означает солидарность с другими людьми, не пытаясь извлечь из этого какую-либо пользу и не ожидая, что в обмен на эту помощь они предоставят нам аналогичную помощь. Суть такого отношения — незаинтересованность.
Кто искренне помогает, живет в мире с самим собой и ведет более счастливую жизнь. Это добродетель, которая заставляет нас чувствовать себя сытыми и придает нашей жизни смысл превосходства. Представляет высший уровень человеческой эволюции в человеке.
Лао-цзы считал, что четыре главные добродетели — естественный образ жизни всех людей. По его мнению, когда мы приближаемся к этим добродетелям, мы чувствуем себя ближе к своей истинной природе.