Песочный человек — это рассказ, написанный Эрнестом Т.А. Хоффман. Зигмунд Фрейд взял его за точку отсчета для построения концепции зловещего., или зловещее в психоанализе. Точно так же Жак Лакан ссылается на эту историю в своем семинаре La angustia. История является частью произведения «Ночные сказки» и относится к жанру готической литературы ужасов.
Психоанализ предполагает, что зловещее или зловещее — это вариант бедствия. «Беспокоящая странность», благодаря которой известное становится редким, или редкое становится известным, или обе реальности одновременно.
«Невыраженные эмоции никогда не умирают. Их хоронят заживо, а позже они выходят хуже «.
-Зигмунд Фрейд-
Концепция зловещего объясняет, почему люди испытывают ужас чего-то, чего не существует, или чего-то, чего мы не знаем. Примером этого является знаменитый «кокос» или «кукушка», существо, которое встречается во многих культурах, хотя даже не имеет физического изображения. Многие люди достигают зрелого возраста, опасаясь темноты, в результате этих детских историй о «призраке» или «кукушке». Чего они на самом деле боятся? Как бы то ни было, это не снаружи, а внутри себя.
История человека в песке
История «Человека на песке» начинается с детских воспоминаний Натаниэля. В детстве перед сном, его мать сказал ему, что пора ложиться спать, иначе песочный человек подойдет и бросит песок ему в глаза, чтобы закрыть их. Та же мать сказала ей, что это была фантастика, но горничная отметила, что это была правдивая история.
По словам горничной, это чудовищное существо было очень плохим. Он преследовал детей, которые не хотели спать. Я бросил им в глаза горсти песка, пока они не истекли кровью и не вышли из орбит. Затем человек в песке клал эти глаза в мешок и уносил их на Луну, чтобы они служили пищей своим детям.
Натаниэль связывает Песочного человека с другом своего отца. Последний умирает, и мальчик думает, что виновник это ужасное существо. Спустя годы он думает, что снова встречает эту фигуру через продавца барометров. Позже он влюбляется в Олимпию, автомат, неодушевленное существо, которое он принимает за женщину.
Все это погружает его в спираль безумия и приводит в сумасшедший дом. Потом, видимо, становится лучше, но в какой-то момент он думает, что снова увидит человека из песка, и это заставляет его взлететь с большой высоты, в результате чего его смерть.
Анализ Фрейда
Основываясь на рассказе «Человек на песке», Фрейд формулирует концепцию зловещего или зловещего. Он начинается с лингвистического и этимологического анализа этого понятия. Таким образом, он сначала приходит к выводу, что это полная противоположность интимному и знакомому. тем не мение, при углублении он также понимает, что это слово относится к скрытому или тайному и к слову «дом».
Благодаря этому анализу он приходит к тому значению, которое Шеллинг придает зловещему. То есть: то, что было суждено оставаться скрытым, обнаружилось. Тогда появляется двусмысленность зловещего: это знакомо (доми в то же время что-то скрытое. Точно так же это зловещее — одна из форм, которые принимает тоска.
Фрейд обнаруживает, что в зловещем действует механизм, благодаря которому что-то знакомое становится странным.. Вот что происходит, когда кто-то умирает: раньше это был кто-то из близких, а теперь это труп, который находится в непонятном состоянии. Оттуда родятся зловещие демоны и духи «потустороннего».
В «Человеке на песке» главный герой боится потерять глаза. Фрейд связывает этот страх увечья с комплексом кастрации.. Он также находит явное совпадение между концепцией подавления и темой зловещего. Последнее было бы возвращением вытесненных, обнаружившимся подавленным. Затем он приходит к выводу, что зловещее состояние вызывает страдания детского комплекса кастрации.