Жан Пиаже был швейцарским психологом и педагогом, глубоко изучавшим тему моральных суждений. Я осмелюсь сказать, что он, как никто другой, развил концепции автономии и гетерономии. Они относятся к тому, как человек учится и применяет моральные стандарты. С его точки зрения, это этическое развитие тесно связано с развитием интеллекта и должно вести нас от состояния моральной зависимости от других к состоянию независимости.
По мнению Пиаже, когда ребенок рождается, у него недостаточно развитый мозг, чтобы понимать понятия «хорошо» или «плохо». Он называет эту фазу «аномией», то есть не существует моральной совести или чего-то подобного. Ребенок просто действует в соответствии со своими потребностями, независимо от того, влияет ли то, что он делает, на других и как он это делает, если только он не ищет конкретной реакции.
«Лучшее правительство — это то, которое учит нас управлять собой».
-Иоганн Вольфганг фон Гете-
По мере взросления ребенок осознает моральную ценность своих действий. Его родители, учителя и все авторитетные лица несут ответственность за его привитие. Затем малыш действует в соответствии с тем, что другие одобряют или не одобряют.. Это то, что называется: гетерономия.
Позже, когда процесс развития мозга завершен, появляется новая фаза развития. Парень он развивается и постепенно достигает автономии в этическом и моральном плане. Это означает, что вы учитесь действовать, исходя из того, что диктует ваша совесть.
Автономия, гетерономия и эволюция правил
Согласно точке зрения Пиаже, концепция «правила» развивается по мере развития моральный. Правило состоит в том, что мандат, в принципе, направлен на реализацию позитивного поведения для отдельного человека и / или группы людей. Он более легитимен (универсален), когда направлен на избежание конфликтов, содействие развитию, уважению и, прежде всего, справедливости. Это разъяснение действительно для того, чтобы отличить их от деструктивных правил.
В принципе существует «правило мотор «. Это характеризуется тем, что просто следует некоторым основным инструкциям. Взрослый вмешивается напрямую или физически, чтобы добиться этого. Примером этого является ситуация, когда ребенок идет в опасное место, и взрослый вмешивается, чтобы предотвратить это.
Следующим шагом, по мнению Пиаже, является «правило принуждения».. Это соответствует первым годам детства. На этом этапе ребенок следует правилу просто потому, что оно навязано взрослым. Ему не приходит в голову сомневаться в этом, поскольку практически то, что взрослый диктует в области морали, носит сакральный характер. Для малыша нарушение правила, каким бы абсурдным оно ни было, является правонарушением, за которое должно последовать наказание. Соответствует стадии гетерономии.
Затем следует «рациональное правило». Это продиктовано не кем-то другим, а самим человеком в согласии с другими.. В этом случае есть понимание ценности стандарта, который соблюдается. Если правило или норма иррациональны, индивид способен не соблюдать их, поскольку он действует автономно, а не в соответствии с властью. Послушание больше не безоговорочно.
Справедливость, равенство и сотрудничество
Для тех, кто остался на стадии гетерономии, хорошо то, что большинство делает в соответствии с авторитетом.. Человек думает, что если это действует, то потому, что это хорошо. Он не столько соблюдает содержание моральной нормы, сколько того, кто ее излучает. Это касается не только детей, но и взрослых. Это объясняет, почему многие люди и общества способны действовать даже против самих себя в соответствии с нормой.
Когда кто-то находится в позиции гетерономии, решающий моральный фактор не анализируется: намерение. Единственное, на что вы смотрите, — это результат поведения, а не его мотивирующую причину. Пиаже попросил группу детей оценить два действия: в одном ребенок непреднамеренно пролил чернила на скатерть, но пятно было огромным. В другом — ребенок намеренно пролил каплю чернил. На вопрос, кто поступил хуже, дети ответили, что у кого пятно побольше?.
Одна из характеристик гетерономии как раз и заключается в ее жесткости. Намерения, контексты или причины не оцениваются. Единственное, что наблюдается, — это степень соблюдения стандарта. Это то, что делают многие взрослые, когда сталкиваются со случаем неверности, нарушения цели или любого преступного поведения.
С другой стороны, в автономии решающим фактором является намерение. Так справедливость. Если поведение противоречит нормам, но способствует справедливости, его можно считать допустимым. Под моралью понимается все, что способствует равенству, сотрудничеству и уважению к другим. Независимо от того, закреплено это в стандартах других или нет, оно занимает второе место. В этом смысле мы, несомненно, построили бы лучшие общества, если бы продвинулись в развитии индивидуальной автономии.
Против марша
В мире, который все больше погружается в нормы, моду, стили и образ мышления, которые некоторые секторы пытаются нам навязать, к автономии можно относиться неодобрительно. Критическое мышление, дистанцирование от стада и несоблюдение правил каким-то образом преследуется определенной частью общества. Гетерономия — легкий путь. Это путь принятия. Автономность подразумевает независимость.
Сужаем ли мы вокруг? Интересно, как все устроено и продумано? Или мы просто принимаем? Без сомнения, научиться анализировать то, что нас окружает, — это интересное упражнение для перехода от гетерономии к автономии. Давайте рассмотрим, какие из наших мыслей были навязаны или обусловлены извне или, наоборот, это были выводы, к которым мы пришли сами..