Согласно аналитической психологии Карла Юнга, архетип тени представляет «темную сторону» нашей личности. Это конвульсивный подземный мир нашей психики, где содержатся самые примитивные, самые острые эгоизмы, самые подавленные инстинкты и то «несанкционированное я», которое сознательный разум отвергает и которое мы погружаемся в самые глубокие бездны нашего существа.
Мы все слышали об этой концепции, об этом архетипе тени. это как-то продолжает использоваться в психологии, чтобы рассказать нам об этом противостоянии. О том чувстве спора, которое мы иногда несем с собой, когда работаем над своими разочарованиями, страхами, неуверенностью или недовольством.
«Просветление достигается не воображением светящихся фигур, а осознанием тьмы»
-Карл Юнг-
Однако мы не можем забыть, что идея, которую Карл Юнг принес нам в своей работе над архетипами, уже присутствовала в нашем обществе исторически и культурно. Концепция тени или темного реверса соответствует той общей двойственности, что он даже послужил вдохновением для Роберта Луи Стивенсона на создание ставшего уже классическим «Доктора Джекилла и Хайда»., задолго до того, как сам Юнг разработал свою теорию теневого архетипа.
Все, что в данный момент мы считаем «плохим» из-за нашего образования и моральных норм нашего общества, становится нашей тенью. Однако не рекомендуется рассматривать всю эту внутреннюю динамику как предосудительный или опасный опыт до такой степени, что мы думаем, что все мы несем в себе Хайда, кричащего, чтобы выбраться наружу.
Сам Юнг объяснил, что существуют разные типы теней. и что один из способов достичь благополучия, исцеления и личной свободы — заставить их осознать, столкнуться с ними.
Архетип тени: темная сторона человека
Архетип тени тесно связан с концепцией бессознательного, сформулированной Фрейдом. Однако он содержит уникальные нюансы, которые значительно его дифференцируют и обогащают. Мы не можем забыть, что то, что начиналось как интеллектуальная идиллия между Фрейдом и Юнгом, в конечном итоге охладилось до такой степени, что последний сказал об отце психоанализа, что он был «трагической фигурой, великим человеком, но тем, чье терапевтическое метод, который он не может. приобщился «.
Юнг разработал свой собственный метод аналитической психологии. Он отложил кушетку и эти асимметричные отношения между терапевтом и пациентом, чтобы разработать терапию, основанную на разговоре, где он мог бы исследовать структуру психики и того бессознательного, в котором перемещаются архетипы. Между всеми ними, тот, который мог иметь наибольшую терапевтическую ценность, несомненно, был архетипом тени. Посмотрим его характеристики:
Тень, известное, но подавленное присутствие
- «Тень» — это термин, который Юнг заимствовал у Фридриха Ницше.
- Эта идея олицетворяла скрытую личность, присущую каждому человеку. На первый взгляд, большинство из нас кажутся (и воспринимают себя) хорошими и благородными существами. Однако внутри нас есть определенные подавленные измерения, унаследованные инстинкты, в которых иногда прячется насилие, гнев, ненависть .
- Теневой архетип не уникален для каждого человека. Иногда, Он также присутствует в «группах людей», в сектах, в некоторых типах религий или даже в политических партиях. Это организации, которые в определенный момент могут выявить свою тень, чтобы оправдать насильственные действия против самого человечества.
- Тень тем более разрушительна, коварна и опасна, чем больше мы ее «подавляем». Это тогда, когда «это проецируется», которое выглядит вот так, и, согласно Карлу Юнгу, такие расстройства, как невроз или психоз.
- Кроме того, В своем архетипе тени Юнг различал две типологии. Первая — это личная тень, которую все мы несем вместе с нашими самыми обычными маленькими разочарованиями, страхами, эгоизмом и негативной динамикой. Однако была бы также безличная тень, та, которая содержала бы сущность самого архетипического зла, того, что сопровождает геноцид, безжалостных убийц и т. Д.
К сожалению, не может быть никаких сомнений в том, что человек, как правило, менее хорош, чем он себя представляет или хочет быть. У каждого есть тень, и чем она более скрыта от сознательной жизни человека, тем она чернее и плотнее. В любом случае, это одно из наших худших препятствий, поскольку оно подрывает наши самые благие намерения «
-Карл Юнг-
Как мы справляемся с собственной тенью?
Вполне возможно, что теория архетипа тени Юнга интересна нам на теоретическом уровне, что в ней есть свое очарование, метафорическая сущность и мистицизм. Все мы видим на этом рисунке наиболее классическое изображение табу, зла и того темного измерения человеческой личности, которое всегда вызывает большой интерес. тем не мение Можем ли мы получить от него какое-либо практическое применение в повседневной жизни?
Ответ положительный ». Как напоминает нам отец аналитической психологии в таких книгах, как «Архетипы и коллективное бессознательное». наша задача в жизни — полностью принять себя и интегрировать «свою тень» в личность, чтобы сделать ее осознанной. и работайте с ней лицом к лицу. Пренебрежение им, позволяя ему оставаться в бессознательной вселенной, может лишить нас равновесия и возможности быть счастливыми.
Мы не можем забыть, какой тип динамики составляет то понятие, которое мы называем тенью: вот наши страхи, вот те травмы прошлого, вот отравляющие нас разочарования, вот мечты, не осуществленные из-за нерешительности и что они становятся разочарованными акулами, управляющими нашей личностью. Если мы скроем их, эти внутренние демоны станут более жестокими, и если мы заставим их замолчать, они в конечном итоге будут контролировать нас, проецируя на других во многих случаях образ самих себя, который нам не нравится.
Поэтому нельзя забывать, что наш личный рост и наше психологическое благополучие всегда будут зависеть от нашей способности пролить свет на эти тени. После этого мужественного акта нежная, но ценная работа начнет исцелять нас, обретать спокойствие и благополучие.
Юнг и буддийская психология. Или как наблюдать нашу тень
Юнг и буддийская психология ближе, чем кажется. Буддизм говорит нам, что с тех пор, как мы родились, общество мало-помалу формировало нас. Если мы посмотрим на себя прямо сейчас, мы — накопление опыта, знаний и условий, которые делают нас такими, какие мы есть сегодня. Что касается буддизма, мы не подвергаем сомнению большую часть этих условий, но принимаем их как истинные, и многие из них неосознанно.
Из буддизма постулируется, что человек добр по своей природе, так что наша тень будет состоять из всей нашей истории обучения и обусловливания. Однако они не считают тень хорошей или плохой вещью. В буддизме говорят о удачных или неудачных поступках. Чтобы, Если мы хотим наблюдать «нашу темную сторону», мы должны научиться медитировать, чтобы наблюдать за своим умом..
Это наблюдение без суждений и без подавления каких-либо мыслей.. Наблюдать за всем, что приходит в голову, не осуждая этого. Таким образом, мы наблюдаем мысли и идеи, о существовании которых мы даже не подозревали.