Трилогия братьев Вачовски «Матрица» имела оглушительный успех в кинотеатрах., который, помимо развлекательного, вызвал ряд очень интересных философских размышлений.
Матрица относится к жанру антиутопий., которые относятся к нежелательным подставным компаниям. Это антоним утопии. Термин антиутопия был придуман Джоном Стюартом Миллем в конце 19 века.
«То, что обычно называют реальностью, рассматривается философией как порочная вещь, которая может казаться реальной, но нереальна сама по себе».
-Фридрих Гегель-
Матрица и миф о пещере Платона
Первый философский нюанс, который появляется в Матрице, — это миф Платона о пещере. (Республика, Книга VII). Заключенный, привязанный на дне пещеры и смотрящий к стене, видит позади себя тени статуй и считает эти тени реальными объектами (воображение).
Но если заключенный освобождается из оков и покидает пещеру, он видит статуи, отбрасывающие тени (вера), видит контуры вещей за пределами пещеры, которые не могут быть хорошо различимы солнечным светом, и, наконец, видит вещи ясно, освещенные солнцем и видит то же самое солнце.
С мифом о пещере, Платон объясняет существование двух миров: чувственный мир (воспринимаемый чувствами) и мир идей (истинный, который может быть достигнут только с помощью разума).
Существует параллель между Матрицей и мифом о пещере Платона, хотя в Матрице освобожденный «узник» видит не солнце, а совершенно мрачную реальность.
Декарт, сны, настоящий и злой гений
В Матрице есть два мира: реальный, где машины управляют людьми и сеют их для энергии, и Матрица, виртуальный мир, где человеческие умы порабощены и верят, что они живут в нормальном состоянии.
Следовательно, философская составляющая фильма — проблема настоящего. Декарт проанализировал проблему реального и спросил себя: как узнать, не спите ли вы в данный момент?
Для Декарта человек — это союз тела и разума, но только разум может прийти к нашей безопасности. Человек — это то, что думает. Даже во сне у нас есть сомнения, что мы спим, поэтому у нас есть мысленный опыт, который позволяет нам утверждать, что мы существуем.
«Я думаю, следовательно, я есть».
-Рене Декарт-
Это то, что происходит в Матрице. В фильме люди не знают, реально ли то, что они живут, или это мечта.. Машины создали симулированную реальность, которую путают с подлинной.
Главный герой, Нео, живет, терзаемый ощущением того, что ему снится. или то, что он видит, реально, и он спрашивает своего партнера Чоя в одном из первых эпизодов фильма: «У вас когда-нибудь было чувство, что вы не знаете наверняка, спите вы или бодрствуете?»
Декарт, когда приходит к выводу, что его обманули, думает, что обман совершил не Бог, а Злой гений. Злой гений Декарта в фильме «Матрица» — машины, кто создал злобную виртуальную реальность.
Параллелизм между философией Декарта и фильмом очевиден: реальность мечты не различима, и есть Злой Гений, который является создателем обмана.
Экзистенциализм Сартра
На протяжении всей трилогии «Матрица» ставится проблема экзистенциализма, поскольку утверждается, что ничего, что, как мы считали, существовало, в действительности не существует; это простая галлюцинация, созданная некоторыми машинами, чтобы получить от нас прибыль.
Чтобы проанализировать этот философский аспект Матрицы, мы можем обратиться к Жан-Полю Сартру, представитель экзистенциализма.
«Человек рождается свободным, ответственным и без оправданий».
-Жан Поль Сартр-
Философия Сартра относится к человеческой свободе и неверию в судьбу. Основная идея — идея выбора. В фильме «Матрица» главному герою Нео с самого начала приходится выбирать: красную или синюю таблетку. Сартр утверждает, что «если я не выбираю, я также выбираю».
Следовательно, через фильм нам представлены фундаментальные аспекты жизни и философии, которые позволяют нам подвергать сомнению многие аспекты нашего существования.