Искусство всегда перекликается с историей, на самом деле Мигель де Унамуно сказал, что если мы хотим узнать историю Испании, мы должны обратиться к внутренней истории. Другими словами, мы должны были прочитать великие литературные произведения, такие как «Дон Кихот», и там мы нашли бы правдивую историю. Ведь историю как таковую пишут победители. Исходя из этого, мы собираемся поговорить о душераздирающем фильме, который знакомит нас с Варшавским гетто: «Пианист».
О Второй мировой войне снято бесчисленное количество фильмов, бесчисленное количество художественных фильмов, раскрывающих другую сторону ужаса, которым был Холокост, но немногие из них окончательно запечатлелись в нашей памяти.
Пианист источает элегантность, насилие и реализм, он открыто показывает нам грубость. и сопровождает повествование одной из величайших форм выражения, которые мы знаем: силой музыки. Музыка и ее отсутствие обрамляют эту переработку воспоминаний польского музыканта Владислава Шпильмана.
Очень личная история
Роман Полански — один из самых плодовитых кинематографистов ХХ и ХХI веков. Однако его личная жизнь сильно омрачила его карьеру в кино; карьера, которая принесла нам великолепные титулы. Фактически, жизнь Полански была омрачена не только скандалами о злоупотреблениях, в которых он был замешан, но и личной историей, в которой трагедия произвела огромное впечатление.
Полански испытал ужас Второй мировой войны на собственном теле, его детство и юность были прерваны самым горьким лицом человека. Он жил в Краковском гетто со своей семьей; его мать, несмотря на то, что была католичкой, умерла в Освенциме. После войны молодой Полански изучил кино и начал карьеру. Трагедия вернется в его жизнь с убийством его жены Шэрон Тейт.
Позже, скандалы сделали его скандальным режиссером И, несмотря на его талант, показ одного из его фильмов на престижных площадках может быть огромным риском. Мы не будем делать никаких суждений по этому поводу, но мы полагаем, что краткий обзор его прошлого может помочь нам немного лучше понять значение Эль Пианиста.
Кажется, все ожидали, что Полански будет задействован в каком-нибудь фильме, связанном со Второй мировой войной, что личная трагедия в конечном итоге будет вынесена на большой экран; но есть режиссеры и художники, которые предпочитают маскироваться, которые предпочитают рассказывать нам другие типы историй. В качестве режиссера он перепробовал несколько жанров и, возможно, в силу своего происхождения ему предложили поставить «Список Шиндлера». Однако Полански отказался, и, хотя Спилберг сначала не чувствовал себя в полной безопасности, в конечном итоге он снял фильм.
Вероятно, в то время польский кинорежиссер не чувствовал себя полностью готовым затронуть эту тему, или, возможно, были другие причины, которые заставили его отклонить предложение. Что мы действительно знаем, так это то, что, узнав и прочитав мемуары Владислава Шпильмана, Полански, наконец, решил вернуться в те гетто, населенные евреями в Польше, и, в некотором роде, дать нам свое собственное видение их. Так, в 2002 году на экраны вышел один из лучших его фильмов: «Пианист».
Сырость его образов сочетается с возвышенной элегантностью и безупречной постановкой. который во многом опирается на музыку Войцеха Килана и исключительное исполнение Адриена Броуди. Фильм получил высокую оценку как публики, так и критиков и получил три «Оскара»: лучший режиссер, лучший актер и лучший адаптированный сценарий.
Пианист: Хроники Варшавского гетто
Если что-то выделяется в El Pianista, так это ошеломляющий реализм. от перформанса Броуди до идеально описательной фотографии. Полански вовлекает нас в эту историю в то время, когда никто не мог представить себе ужас, который собирался развязать.
Мы знаем Владислава как пианиста, работающего на радио, Его увлечение музыкой видно с первых минут. В то время начали проявляться последствия сегрегации: евреи не могли получить доступ к определенным местам, но все еще могли ходить с определенной нормой. Конечно, никто не мог представить, что будет дальше.
Полански погружает нас в прогрессирующую сегрегацию, в постоянную неопределенность. для того, что будет дальше, что закончится отчаянной попыткой выжить.
Этот четко сформулированный прогресс не нов, мы уже видели его в совершенно другом контексте в «Семени дьявола». В этом фильме Полански представил нам нормальность, которая внезапно была нарушена, и постепенно он запирал нас в клаустрофобной обстановке, отмеченной ужасом.
Мы видим тот же ресурс в El Pianista; нет ничего более реального, чем неуверенность, и нет ничего страшнее этого прогресса. Тот же ресурс используется в фантастике сверхъестественного ужаса и пробуждает в нас еще большие страдания в фильме, отмеченном реализмом. В этом, в некотором роде, и заключается суть фильма, по ходу событий постепенно, как в реальной жизни.
Жизнь в гетто деградирует, мы с трудом можем различить, кто хорошие парни, а кто плохие, потому что, в отличие от других фильмов на ту же тему, Полански частично уходит от поляризации. Не боюсь сказать нам, что в этой истории есть хорошее и плохое с обеих сторон.
Конечно, он показывает нам самое жестокое лицо человека, и в большинстве случаев мы обнаруживаем, что это лицо идет рука об руку с нацистом. Однако «Пианист» напоминает нам, что были и плохие евреи, и, конечно же, сочувствие в какой-то момент появилось на стороне нацистов.
Элегантно и сдержанно он не ограничивается указанием виновных, потому что их будет слишком много, потому что винить придется почти всех. Режиссер наблюдает за своим персонажем и показывает нам его борьбу за выживание во враждебном сером мире, отмеченном трагедией.
Голод, мужество, жестокость — все это открыто демонстрируется на экране, как, должно быть, в детстве это чувствовал режиссер. История Владислава — одна из многих историй выживания и ужасов, которые нам оставил Холокост., одна из многих личных историй, отозванных искусством.
Искусство перед лицом разрушения
Среди всего ужаса искусство сохраняет нам жизнь; тишина овладевает пианистом, который вынужден сдерживаться, чтобы играть на пианино на его глазах. Музыка, которую, несмотря на то, что ее не слышат, воображают, едва касаясь клавиш пианино. Даже голод не может положить конец его любви к музыке.
Музыка и искусство в целом олицетворяют жизнь, надежду. В этом смысле Полански мастерски справляется с режиссурой, опираясь на музыку и реализм. Произведение, которое в последний момент оказывается мстительным.
От грубейшего реализма мы идем к победе, к победе жизни над войной, от музыки над стрельбой. Концовка, которую дает нам Эль Пианиста, полностью обнадеживает, мы оставляем позади агонию, несправедливость и позволяем себе увлечься жизнью, прощением и одной из лучших вещей, которые есть у людей: музыкой.
По этой причине мы начали эту статью с той внутриистории, о которой рассказал нам Унамуно. Так как Полански в своем фильме мастерски запечатлел тот ужас, который он пережил.; потому что он узнал историю художника Владислава, который решил выразить ее словами, чтобы напомнить об этом человечеству. И эта история, наконец, перешагнула еще один барьер и предстала перед нами в новом виде искусства — в кино.
Пианист — это не история победителей, а победа, примирение с прошлым. Потому что, пока мы все разрушаем, пока мы скоропортящиеся, искусство становится свидетелем нашей истории и становится бессмертным.