Режиссер Салли Поттер и актриса-хамелеон Тильда Суинтон едва знали друг друга, когда решили приступить к миссии по адаптации Орландо, Знаменитый роман Вирджинии Вульф — или ложная биография — на аудиовизуальную среду.
Говорят, что Поттер дал Суинтону копию книги Вульфа, которая в конечном итоге заинтриговала актрису идеей адаптации.
Идея воплотилась в виде фильма в 1993 году. Фильм включает в себя сюжет романа, хотя и содержит некоторые модификации, но сохраняет основные элементы оригинала. И литературное произведение, и фильм ставят нас на позицию гендерных ролей и того, как течение времени влияет на по существу к указанным бумагам.
Орландо — молодой человек благородного происхождения, который, предупредив своих родителей, попытается завоевать расположение королевы. Королева, наконец, очарованная молодостью и красотой Орландо, оставит ему большое денежное наследство, помимо дворца и различных земель.
Мы живем в елизаветинский период, время расцвета писем в Соединенном Королевстве, которое окажет большое влияние на Орландо. Молодой человек попытается прорваться в литературный мир, тоже влюбленный, но обе попытки потерпят неудачу.
Позже он будет назначен в Турцию послом Великобритании, и там он претерпит метаморфозу: Орландо станет женщиной. Вернуться домой будет непросто, так как его считали мертвым, а его новая роль женщины оставит его в стороне от важных для мужчины вопросов.
Орландо придется столкнуться с законом, который, как женщина, не позволяет ему владеть недвижимостью, которой он владел как мужчина.. Единственное решение избежать изгнания — это брак; Таким образом, то, что не было повседневным для мужчины, для женщины становится одиссеей.
Время и роль женщин
Орландо — человек, который не стареет, и мы будем идти по его стопам около 400 лет.. Мы узнаем о некоторых ключевых моментах истории и о том, как они по-разному повлияли в зависимости от жанра. Быть мужчиной елизаветинской эпохи — не одно и то же, чем женщиной.
Орландо пользуется всеми привилегиями мужчины своего времени, но не только из-за своего мужского состояния, но и из-за своего благородного происхождения. И быть человеком высокого происхождения — это не то же самое, что быть человеком без средств. Да, Орландо, кажется, воплощает в себе все, что считалось привилегией в далекие времена — и другие, которые не так уж много-.
Адаптация также идет дальше, обеспечивая Орландо непосредственную близость к публике. Персонаж несколько раз ломает четвертую стену, смотрит на публику и разговаривает с ними..
Следует отметить, что роман Вульфа использует биографический формат для конструирования чего-то фальшивого, фальшивой биографии, направленной на уничтожение или высмеивание жанра; преобладающий мужской пол.
Этим способом, портрет персонажа интроспективен, очень личен; и в его адаптации к кино факт разрушения четвертой стены устанавливает определенный диалог со зрителем, который побуждает к самоанализу. Другими словами, это напоминает структуру дневника, автобиографическую составляющую.
Орландо подвергает сомнению свой мир как мужчина, но и как женщина. Его жалобы, когда он был мужчиной, кажутся незначительными, когда он становится женщиной и сталкивается с реальностью, о которой, если бы он не претерпел метаморфозы, он никогда бы не узнал. Привлекая зрителя, они задаются вопросом, какова их роль в обществе. и были ли гендерные роли как-то связаны с их образованием и взглядом на мир.
В сопровождении исключительного гардероба и постановки, которая воссоздает с невероятной точностью все времена, через которые проходит Орландо, история становится своего рода уроком истории, прошлой историей. Из тех событий, из которых проистекает наше настоящее, и, с критической точки зрения, мы наблюдаем прошлое женщин, их роли и вес, который на них оказал гендерный ярлык.
Орландо: будущее обнадеживает
Орландо с самого начала представляет себя андрогинным существом, и нет современной актрисы, которая лучше представляла бы андрогинность, чем Тильда Суинтон.. Однако решение Суинтон сыграть главную роль в 1990-х годах широко подвергалось сомнению: никто не верил, что женщина может должным образом сыграть роль мужчины; «Это не вызовет доверия», — сказали они.-.
Зачем сомневаться в этом, если история научила нас, что мужчины годами играли женские роли? Опять же, мы наблюдаем гендерное неравенство, недавнее неравенство, но оно связано с унаследованным прошлым. Таким образом создается сравнение между фильмом и тем, что находится за его пределами. За жизнь королевы Елизаветы I в Орландо отвечал никто иной, как Квентин Крисп, актер и икона геев 70-х годов.
Но никого не шокирует мысль о том, что мужчина играет женскую роль, Так мы видим в самом фильме, когда изображается спектакль, в котором нет актрис, а женские роли ложатся на мужчин. Эта тенденция сохранялась долгое время, и было обычным явлением, что в 17 веке в театре были не женщины, а актеры-мужчины, которые играли женские роли.
Почему же тогда для женщины играть Орландо скандально или недостойно? Тем более, что сам персонаж претерпевает значительные метаморфозы. После просмотра фильма, никто не ставит под сомнение достоверность Суинтона, как в его мужском, так и женском Орландо; Однако еще в 90-е годы это было предметом сомнений и даже критики.
В настоящее время мы видим, что гендерные роли изменились, хотя многое еще предстоит сделать. Итак, из временной дистанции, отделяющей фильм от наших дней, мы видим, как то, что предлагается на сцене, в итоге исполняется. Мы восстанавливаем параллели, чтобы увидеть, что Орландо, превратившийся в женщину, более счастлив в будущем, в будущем, которое вызывает настоящее.
Его жизнь кардинально меняется. Ушли в прошлое брачные соглашения о сохранении дома. Орландо теперь женщина, которая живет со своим сыном, который пишет, и его не спрашивают о своем искусстве, фактически, она живет за счет него; больше не нужен брак, но может быть независимым.
Сообщение, наконец, заставляет нас взглянуть на наше настоящее с критической точки зрения.. Да, мы значительно улучшились по сравнению с прошлым; но впереди еще долгий путь.
Это не вопрос пола, это вопрос идентичности
Послание, лежащее в основе фильма, больше не столько феминизм или гендер, сколько идентичность.. Орландо все тот же человек после того, как стал женщиной? С какими изменениями столкнулся человек? Ответ отрицательный, Орландо все тот же человек, но его обстоятельства изменились, несмотря на то, что он находится в том же контексте.
Его роль меняется, но меняется не Орландо, а само общество, которое приписывает ему другую роль, другие потребности и обязанности.. Таким образом, хотя Вирджиния Вульф пыталась сломать гендерные стереотипы и представить их абсурдность перед нашими глазами, фильм предлагает нам спросить себя, что стоит за этими социально назначенными ролями и действительно ли они влияют на бытие.
Хотя его пытались читать с точки зрения ЛГБТИ, что тоже неудивительно, Орландо идет еще дальше, задавая вопрос о том, чего он не понимает в отношении пола и что имеет отношение к человеку, к нашему собственному «я».. Если мое «я» не меняется со временем, это не должно влиять на гендерные вопросы.
«Я» остаюсь «собой» сегодня, вчера и завтра; будь то мужчина или женщина. Суть остается неизменной, даже если мы дети, молодежь, взрослые или пожилые люди; время влияет, но концепция «Я» одинакова на разных этапах жизни. То же самое произойдет и с полом, и это именно то, что мы видим в характере Орландо.
Номинант на Оскар за лучшую художественную режиссуру и дизайн костюмов, Орландо — это фильм, полный размышлений. Художественное упражнение, которое заботится даже о мельчайших деталях и это, благодаря Суинтону, наделяет свое творение андрогинным существом, но чья личность не исчезает, несмотря на метаморфозы.
Таким образом, мы сталкиваемся с вневременным фильмом, который, как и одноименный роман, никогда не потеряет своих ценностей, предлагая нам задуматься о нашем настоящем, нашем обществе и нашей роли в нем.