Когда Анджей Жулавский представил премьеру «Послания» в 1981 году, разногласия разгорелись. Фильм был слишком провокационным, слишком скандальным для зрителей того времени.. По этой причине фильм должен был быть отредактирован для утверждения в Соединенных Штатах, и, хотя он имел некоторое признание в Европе, данные о кассовых сборах были довольно скромными.
История Жулавски была вдохновлена ее собственным опытом травмирующего развода, о разводе, предполагавшем настоящий переполох эмоций. Фильм, хотя и основан на паранормальном сюжете, питается этими эмоциями, тревогой и болью, которые люди могут испытать, столкнувшись с ситуацией, которую они не могут контролировать.
В кино, как и в любом художественном проявлении, бывают случаи, когда произведение с годами переоценивается. Время, кажется, подтвердило правоту польского режиссера и La Posesión в настоящее время пользуется поддержкой критиков.. Этот фильм, уже возведенный в разряд культовых, оказался вневременным и тревожным, как бы вы на него ни смотрели.
Ужас не только в паранормальных явлениях, но и в повседневной жизни. Фильм Жулавского представляет собой своего рода сравнение или метафору между фантастическим и реальным элементом. Все начинается в Германии, все еще разделенной стеной, в доме семьи, в которой вспыхивает ревность, создавая удушающую и пугающую атмосферу.
Немногие фильмы ужасов стареют так хорошо, хорошо страх — это нечто культурное, зависящее от времени и места, но Жулавски обращается ко всеобщему. Страдания, крики и кишки составляют фильм, который не только не радует, но и беспокоит. Игра, которая в конечном итоге приведет нас к фантастической стихии и в которой двойник будет играть абсолютно тревожную роль.
Пороки 20 века
После успеха «Экзорциста» (Уильям Фридкин, 1973) фильмы ужасов претерпели изменения. Жанр открыл дверь для флирта с драмой и исследования новых возможностей, более кровавых, более наглядных и, несомненно, более неудобных. Жулавски, кажется, довел эти ингредиенты до крайности в удушающем, непочтительном и противоречивом фильме. И это террор и упорство не должны быть детским делом; террор должен сбить с толку зрителя, заставить его пошевелиться в кресле.
В La Posesión интересен не только дискомфорт, который он может вызвать, но и глубина и универсальность ужаса, который он вызывает. Многие фильмы о демонической одержимости, но лишь немногие подходят к ней с точки зрения фильма Жулавски. В The Possession присутствует не только тревожный элемент из неизвестного или фантастического мира, но и абсолютно реальная одержимость, происходящая из чрезмерной и навязчивой ревности.
Можем ли мы отнести «Одержимость» к жанру ужасов? Несомненно, но есть место и для других чтений, и в этом, отчасти, и кроется ключ. Сэм Нил и Изабель Аджани разыгрывают брак, который порождает воду и состоит из Марка и Анны.. Марк проводит время вдали от дома из-за своей работы и, вернувшись с миссии, обнаруживает, что его жена заметно изменилась. Вскоре он обнаружит, что Анна изменила, и в Марка вторгнется ревность.
Ужас живет в повседневности, в драме, которая возглавляет этот брак, в их напряженных схватках и в женщине, которая временами становится нестабильной. Жертва всего этого? Сын от брака, абсолютно безнадзорный ребенок, страдающий от последствий нестабильности родителей.
Жулавски написал сценарий вскоре после развода, в неспокойное время своей жизни. И он далек от того, чтобы рассказывать нам линейную историю, он позволяет увлечься страстям, тому влиянию эмоций, которое вызывает человеческое поведение.
Монстр показан на сцене в буквальном смысле, мы видим, как квази-адское существо захватывает Анну; как и ее муж, человек, движимый ревностью, чрезмерным желанием, которое в конечном итоге приведет к одержимости.
Линия любви сливается с патологическим, с фантастическим и иррациональным, создавая сравнение реальности и вымысла. Наконец, это человеческое чудовище почти непостижимо, чем паранормальная стихия.
Одержимость: между трагедией и ужасом
Одержимость — неудобный фильм, который раздражает зрителя жестокостью вызываемых им эмоций. Кровь, в свою очередь, появляется, и семейная драма сливается с паранормальными явлениями. Первые минуты видеозаписи, похоже, не предупреждают об ужасе фантастического характера, хотя титры сопровождаются музыкой и структурой, которые публика сразу же отождествит с жанром террора.
Жулавский не хочет показывать нам милых персонажей, а показывает самые мрачные черты человеческой натуры.. Это врожденное зло? Это плод нашего опыта? Ужас дышат в каждом уголке Берлина, все еще разделенного стеной, города в разгар холодной войны. Этот сценарий темный, холодный и мрачный, он почти как будто устанавливает притчу между персонажами и их удушающими отношениями с политическим и социальным контекстом, в котором происходит действие, но также с разводом и навязчивыми идеями.
Неустойчивость, иррациональная любовь и патологическая ревность сливаются с пространством и фантастической стихией, с тем существом, что сводит Анну с ума и проливает кровь.
Жулавски тщательно заботится о постановке, цвета абсолютно холодные от пространства до самих персонажей, изменчивые и противоречивые углы чередуются, создавая чувства тоски и ужаса. Темп этого спуска в ад просто головокружительный, камера следует за персонажами, прячется, движется вместе с ними и останавливается на их лицах.
Одержимость погружает нас в дискомфорт и безнадежность, порождаемые тем, что у нас есть перед глазами. И все это посреди адской погони, игры двойников и метаморфоз, от которой у нас перехватывает дыхание, без малейшей надежды. Как будто Жулавский хочет взять на себя наши страхи, прошлые, иррациональные, но также и страхи настоящего. и наиболее вероятно.
Точно так же женщины представлены как противоположность общепринятому, подчеркивая все, что нежелательно для женщины того времени. Аджани играет женщину, которая пренебрегает работой по дому и собственного сына, способная бросить все ради сводящего с ума разврата.. Одновременно появляется двойник Анны, предполагающий, что двойник — добродушная женщина с преобладающим материнским инстинктом.
Камера душит главных героев, хочет довести их до предела, и зритель наполняется тревогой. Играется углами, цветами, лицами и движениями актеров. Актеры, доведенные до крайности и далекие от воплощения красоты, показывают самое мрачное и трагическое лицо человеческого существа. Акцент в драме, фильм нарастает к ужасу, к внутренностям, появляющимся на экране.
Этим способом, Одержимость — вулкан эмоций, настоящий эксперимент, как окунуть зрителя в разрушительную, трагичную и устрашающую атмосферу.