Еще в 400 г. до н.э. греческий Гиппократ, основатель классической медицины, разработал теорию «четырех юморов». Согласно этому абстрактная архитектура, четыре жидкости, присутствующие в человеческом теле (кровь, мокрота, желтая и черная желчь), должны были быть сбалансированы. Однако обычно преобладает один из них, порождая определенный тип темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Точно так же в начале прошлого века, Доктор Уильям Марстон теоретизировал свою модель DISC для изучения личности. В нем он определил четыре его «кардинальных момента»: доминирование, влияние, подчинение и соответствие. Позже по вдохновению этой модели будет создан знаменитый персонаж комиксов.
А в 1941 году в продажу поступил 8-й выпуск комикса All Stars Comics с новым супергероем по имени Чудо-женщина. (один из самых ранних и, несомненно, самых популярных), созданный Чарльзом Моултоном.
Но какое отношение этот факт имеет к теории Гиппократа?
Психолог, интересующийся «нормальными людьми»
Ответ на вопрос, как все это связано, прост. Чарльз Моултон был не чем иным, как псевдонимом, под которым скрывался Уильям Марстон, бывший профессор психологии Американского университета и изобретатель полиграфа. Таким образом, Марстон действительно преследовал две цели при создании своего комикса. С одной стороны, Мне пришлось создать феминистский референт для девушек Америки 40-х и, наоборот, рпровести «подсознательное раскрытие» некоторых своих теорий психологический.
Сказанные теории были основаны на их модели DISC, первой модели изучения личности современной эпохи. Это основано, как и у Гиппократа, на четырех «кардинальных моментах» человеческого поведения. Эти контрольные точки представляют собой серию возможных комбинаций, которые определяют профили DISC каждого человека.
Название модели происходит от инициалов этих личностей: «Домен», «Влияние», «Представление» и «Соответствие». Однако это был перевод терминов на английский язык. Поэтому, чтобы избежать негативного нюанса в последних двух терминах, иногда буква S обозначается как «безмятежность», а буква C — как «согласие».
Что действительно интересовало профессора Марстона в психологии, так это применять психологию вне чисто клинической обстановки, с «нормальными» людьми в качестве объекта изучения. Фактически, именно в книге под названием «Эмоции нормальных людей» он впервые подробно описал ДИСК еще в 1928 году.
Что означает DISC?
Но какое реальное значение имеет каждый из 4 акронимов DISC и на основании каких критериев устанавливается это различие? Модель DISC учитывает две оси: как вы воспринимаете себя по отношению к своему социальному окружению (как высшее или низшее) и если вы воспринимаете эту среду как благоприятную или враждебную. Таким образом, по мнению Марстона, четыре основные точки поведения будут следующими:
- Домен. Он считает себя выше своего окружения, в котором видит антагониста. Поэтому человек сосредотачивается на использовании своей власти. Он преобладает в упорных и твердых людях, недружелюбных к окружающим, которые проявляют уверенность в себе и сосредоточены на достижении своих целей.
- Влияние. Он также считается более высоким по сравнению с окружающей средой, но с точки зрения тех, кто считает его благоприятным. Вот почему он предпочитает оказывать влияние на других. Преобладает у оптимистичных, общительных и увлеченных людей.
- Соответствие. Считается, что он уступает антагонистической среде, поэтому стремится «поступать правильно». Преобладает у сдержанных, расчетливых и аналитических людей.
- Подчинение. Профиль, склонный к сотрудничеству (и даже послушанию), потому что он считает себя ниже своего окружения, но принимает указанную неполноценность (он не рассматривает свое окружение как антагониста). Преобладает у спокойных, скромных и терпеливых людей.
Статус DISC и текущее использование
Поскольку Марстон никогда не патентовал и не торговал маркой Model DISC, как и он, когда изобрел первый полиграф. Сегодня существуют различные методики и тесты, основанные на одном и том же. Многие из них носят коммерческий характер и применяются в таких областях, как HR. Например, эта информация о личности может быть важна для тех, кто отвечает за подбор персонала в компании.
Они также широко использовались консультантами в образовательных учреждениях, чтобы понять реакцию и мотивацию студентов. Но, благодаря применению модели DISC также можно вникнуть в самопознание нашего собственного поведения, которые, помимо прочего, могут помочь нам адаптировать наши стратегии общения к другим.