Мементо — фильм 2000 года режиссера Кристофера Нолана, Как и в случае с Оригеном и другими фильмами режиссера, «Мементо» уходит корнями в психологию. Это фильм, который делает зрителя участником болезни, от которой страдает главный герой.
В Memento главный герой страдает антероградной амнезией, то есть разновидность амнезии, которая мешает вам сохранять новые воспоминания. Но не только это, он страдает посттравматическим стрессовым расстройством, которое вместе с амнезией делает его повседневную жизнь чрезвычайно сложной.
Леонард, главный герой, был женатым человеком, который работал в страховой компании, расследовавшей возможные мошенничества; вся его жизнь была нормальной, пока он не стал свидетелем изнасилования и убийства своей жены. С этого момента он получает травму и удар по голове, которые в корне меняют его жизнь; не в состоянии хранить новые воспоминания, единственная идея, которая преследует его, — это найти убийцу своей жены и отомстить.
Memento — это психологический триллер, который ставит нас на точку зрения главного героя, поскольку фильм снят в перевернутом виде: он начинается с финала, и постепенно мы будем соединять точки, пока не выясним, что привело к этому финалу.. Сцены чередуются между черно-белыми и цветными, причем цветные относятся к сценам из прошлого, в то время как черно-белые сцены идут «вперед». Сначала эти сцены и этот измененный порядок могут сбить нас с толку, мы можем ничего не понять, но на самом деле в фильме стремятся к тому, чтобы зритель попытался создать воспоминания из ничего, как это делает Леонард.
Само название Memento на латыни означает «Я помню или помню», поэтому необходимость помнить и недееспособность главного героя явно выражены. Какой была бы жизнь без новых воспоминаний?
Леонард может вспомнить всю свою жизнь до травмирующего события, а также то, как выполнять повседневные действия, но он не может вспомнить человека, с которым он разговаривал несколько дней или несколько минут назад. Таким образом, его тело покрыто татуировками, которые связаны с воспоминаниями, которые помогают ему складывать кусочки воедино в уме. В свою очередь, его всегда сопровождают заметки и камера, чтобы знать, знает ли он человека перед ним или нет.
Это упражнение по соединению настоящего с прошлым, по соединению кусочков головоломки и попыткам понять тот финал, который был представлен нам в первой сцене, будет тем, который мы сделаем зрителям, которые, как и главный герой, не имеют знания или воспоминания об истории, что мы наблюдаем. Чередование сцен и цветов, заметки главного героя и реконструкция событий постепенно придадут смысл всему..
«Я должен верить в мир за пределами моего собственного разума. Я должен верить, что мои действия все еще имеют смысл, даже если я не могу их вспомнить ».
-Сувенир-
Память, личность и знания
Какие воспоминания? Что такое память? Конечно, ответ на эти вопросы может показаться очень простым, но если мы попытаемся рассмотреть их подробно, мы быстро поймем, что это не так просто, как казалось сначала. Если мы подумаем об истории философии, мы поймем, что для многих мыслителей знания были глубоко связаны с памятью. Платон, например, рассказал нам об анаменсисе, то есть о воспоминании или воспоминании, которое переносит воспоминания о прошлом в настоящее.
Платон верил в бессмертную душу, которая пришла из мира идей и случайно оказалась в ловушке нашего человеческого и смертного тела, не имея возможности вспомнить прошлое. Однако в некоторых ситуациях появляется воспоминание о том, что бессмертная часть возвращает определенные воспоминания о прошлом.
Знание, философское знание, было бы как путешествие туда и обратно, как пересечение реки жизни, достичь смерти, а затем вернуться с этой мудростью; отложите в сторону этот чувствительный и материальный мир и добейтесь того, чтобы вспомнить мир идей.
Теория воспоминаний глубоко рассматривалась в философии, точно так же связь знания и памяти была одной из основ для многих мыслителей. Восприятие — это стимул, и через anamensis наша бессмертная душа получает доступ к предыдущей памяти, памяти мира идей.
«Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы».
-Сувенир-
Если мы переместимся в более повседневный, более знакомый мир, мы увидим, что хранимые нами воспоминания не являются полностью объективными. Одно и то же событие, пережитое двумя разными людьми, покажет различия в их воспоминаниях, поскольку субъективность играет важную роль в наших воспоминаниях. Ортега-и-Гассет уже говорил об этом, перспективизм утверждает, что все восприятие субъективно, мы своим восприятием придаем значение вещам, поэтому знания будут связаны с точкой зрения.
Следуя этой строке, мы можем сказать, что воспоминания являются собственными, личными и субъективными. Мои воспоминания принадлежат мне, о моем опыте и не могут быть переданы. Точно так же наш опыт составляет «Я», он является частью нашей идентичности. Неудивительно, что многие люди после тяжелой потери памяти радикально изменили свою личность, свое «я». Если я ничего не помню из своего прошлого, остаюсь ли я собой?
В Memento парадокс заключается в том, что субъект прекрасно знает, кто он, знает свое прошлое, знает все о своем «я», но не может вспомнить ничего нового.. И та же самая игра ставится перед зрителем, как и в фильме: отсутствие сохранения новых воспоминаний может заставить нас войти в своего рода бесконечный цикл, где мы повторяем все снова и снова.
Memento, живущий без воспоминаний
Последнее воспоминание Леонарда — травмирующее событие, событие, которое положило конец его жизни, какой он ее знал.. Следовательно, вы должны научиться каким-то образом сохранять эти новые воспоминания; Он делает это с помощью татуировок, которые помогают ему выполнять упражнения на связи, заметок и фотографий людей и мест, которые он знает.
Нам всем нужна причина, чтобы жить, и Леонард ее потерял, он больше не может продолжать свою работу, он потерял жену, и его жизнь резко изменилась., его новой причиной будет месть, своего рода попытка «вернуть» его прежнюю жизнь и все, что у него украли. Никто не может вернуть ему его память, никто не может вернуть ему его жену, но он может лишить жизни того, кто отнял у него все, и каким-то образом снова жить в мире.
Нам ставится то, что, Если Леонард не может хранить новые воспоминания, как он узнает, что его план был успешным? Сможете ли вы снова стать счастливыми, если не вспомните, что отомстили тем, кто все украл? Леонард устанавливает распорядок дня, он должен быть очень осторожным и методичным, чтобы иметь возможность сохранять новую информацию из головы, сохраняя ее искусственно, как когда мы сохраняем что-то на компьютере или во внешней памяти.
Его жизнь будет вращаться вокруг его болезни и его желания отомстить, что неудивительно, потому что последнее воспоминание, которое у него осталось, — это самый трагический момент в его жизни. Это субъективное воспоминание, наполненное эмоциями, и важность этого воспоминания превратит все в кошмар, он не может хранить ничего нового, но и не может «стереть» самое трагическое событие.
Memento ставит правду перед нашими глазами, но мы не можем ее воспринять, потому что информация предоставляется нам фрагментировано, зашифровано и так, как если бы мы тоже не могли вспомнить. Целое упражнение, которое предлагает нам поразмышлять над восприятием и воспоминаниями.
«Воспоминания искажаются. Это интерпретация, а не запись «.
-Сувенир-