До 2009 года наверное, Дункан Джонс был для многих совершенно незнакомым а для других он был просто сыном незабываемого Дэвида Боуи. Однако в том же году он представил миру невероятный дебютный фильм: Moon.
Далеко не следуя по стопам своего отца, Джонс решил посвятить себя другому художественному аспекту: режиссуры.. Получив диплом по философии и имея докторскую степень, он решил завершить свое обучение в области кино, и, таким образом, его первый полнометражный фильм появится в 2009 году.
Конечно, многие думали, что благодаря своему происхождению у него будет бесчисленное количество контактов и что он может позволить себе стильный прыжок в кино. Хотя он мог бы принять сценический псевдоним своего отца и попытаться получить солидное финансирование, решил просто быть Дунканом Джонсом и иметь довольно ограниченный бюджет.
Несмотря на это, Луна намного превзошла ожидания, и ее валовая прибыль была неожиданной.. Он стал победителем кинофестиваля в Ситжесе и получил несколько наград, таких как лучший независимый фильм 2009 года.
Луна: научная фантастика
Кажется, что только большие голливудские продюсерские компании способны создавать научную фантастику; что единственный выход для жанра — это зрелищные спецэффекты и высокие бюджеты, к которым мы привыкли в больших постановках.
Мун уходит от всего этого, чтобы представить нам сокровенное произведение научной фантастики, которое размышляет о метафизических и врожденных человеческих существах. Имея всего одного участника и ограниченные ресурсы, у нас есть медленный, простой и интроспективный фильм, но полный элегантности и не без интересных подходов.
Предпосылка проста и не слишком надумана: представляет нам будущее, которое может быть ближе, чем мы думаем. На планете, ресурсы которой исчерпаны, необходимо обратиться к новым источникам, которые в этом случае будут найдены на Луне.
Спутник стал добычей полезных ископаемых, и компания Lunar Industries Ldt отправит туда одного из своих астронавтов, Сэма Белла, на миссию, которая продлится 3 года.
Белл отвечает за управление экскаваторами, которые добывают материал, необходимый для выработки энергии на Земле.. Его одиночество усугубляется невозможностью связаться с его родной планетой в реальном времени из-за отказа спутника связи.
У компании также есть более важные заботы, чем решение проблемы коммуникации. Беллу удается в одиночку связаться со своей семьей через записанные сообщения. Его единственный компаньон — интеллектуальный робот GERTY, который неизбежно будет напоминать не одну из HAL 9000: A Space Odyssey 2001 года.
И дело в том, что фильм Кубрика очень присутствует в фильме Джонса, есть много намеков и даже сцен, почти связанных с художественным фильмом, который заново открыла научная фантастика. Но в «Луне» появляется не только фильм Кубрика, но и такие названия, как «Чужой» (Скотт, 1979) или «Солярис» (Тарковский, 1972), оставили свой след на Луне.
В равной степени, фильм в некотором роде предвосхищает более свежие названия, такие как Interstellar (Нолан, 2014), Ad Astra (Серый, 2019) или даже High Life (Денис, 2018). В некотором роде все это заставляет нас задуматься о том, как научная фантастика развивалась с течением времени и, более конкретно, что связано с космосом.
Эволюция жанра
С незапамятных времен человек с изумлением смотрел на небо, Он наблюдал звезды и звезды для разных целей. Один из великих пионеров жанра научной фантастики — Женщина на Луне (Фриц Ланг, 1929).
Фильм разделен на две хорошо дифференцированные части: первая часть поднимает идею путешествия на Луну, а вторая соответствует самому путешествию. В то время человек еще мечтал о звездах, о покорении космоса; этап, который рассматривался как знак прогресса, эволюции и аплодисментов.
Проходят годы, и мы приближаемся к 1968 году, когда режиссер Стэнли Кубрик изменит, почти одновременно с историей самого человечества, курс космической научной фантастики. 2001: «Космическая одиссея» совершенствует теперь уже простые макеты Лэнга и использует исключительные визуальные эффекты.
Кубрик, кажется, все предвосхищает: он показывает премьеру своего фильма за год до высадки на Луну, в разгар космической гонки; понять, что, возможно, машины могут стать угрозой для человека; но в конечном итоге уступает место надежде эволюции.
В «Женщине на Луне» наши мечты сбылись; вместе с Кубриком мы становимся свидетелями того, что могло случиться с космической гонкой, которая происходила именно в этот момент.
Таким образом, стоит спросить: что происходит сегодня? Будем ли мы продолжать мечтать о преимуществах космоса сейчас, когда космическая гонка обернулась полным провалом?
В этом смысле, Луна показывает нам гораздо более горькое лицо. Наш мир был настолько уничтожен человеком, что в недалеком будущем мы будем вынуждены вернуться в космос, но на этот раз в надежде улучшить нашу жизнь на Земле.
В эпоху изменения климата мир становится негостеприимным, и космос — последнее средство. Точно так же идея одиночества, которая уже ощущалась в его предшественниках, здесь выражена более четко.
Теперь объект исследования — не кто иной, как человек, человек, ставший жертвой своего времени, обмана и крупных компаний. Научная фантастика служит поводом задуматься о настоящем моменте. Больше нет мечтаний, больше нет надежды или иллюзий, но запустение.
Контекст научной фантастики
В Луне научная фантастика — это контекст, позволяющий размышлять о бытии, интроспективные размышления, но также и к дегуманизации мира, проводимой крупными компаниями, в которых индивидуальные интересы мало или ничего не значат.
Эстетика абсолютно аккуратная, несмотря на небольшой бюджет. Работа по интерпретации доведена до предела выдающимся Сэмом Роквеллом, которому приходится иметь дело с более старой версией самого себя.
Это интересно, потому что Джонс ставит перед нашими глазами двое мужчин, которые утверждают, что являются одним и тем же человеком, но встречаются в разное время в своей жизни. Таким образом, возникает конфликт. Неизменна ли, невозмутима сущность «я»? Меняется ли ваше собственное существо со временем или обстоятельствами?
Луна ставит нас в такое положение, старое «я» сталкивается с молодым «я». с которыми у вас будут разногласия по бесчисленным вопросам. И, конечно же, если бы кто-то из нас столкнулся с прошлым «я», он бы оказался перед сложным сценарием, полным дискуссий.
Это два разных человека? Один и тот же человек в разных обстоятельствах? Это некоторые из вопросов, которые задаст зритель.
Джонс не хотел скрывать тот факт, что эта дихотомия «я» проявится в его фильме. тем не мение, наверное интереснее столкнуться с фильмом от абсолютного незнания.
Луна предсказуема с первых минут, но она не перестанет нас удивлять, зацеплять и развлекать. Неторопливым темпом, контрастирующим с великолепными произведениями современной научной фантастики, Луна рисует сценарий, который не является странным, с реминисценциями. и это поддерживается клаустрофобной и заботливой средой.
Без особых действий, поднимает трансцендентные вопросы о бытии, демонстрируя, что в научной фантастике все еще есть этот важный компонент что мы так часто ассоциируем с антиутопией. Разоблачение злоупотреблений в ведении бизнеса, оспаривание таких идей, как свобода, дегуманизация и прогресс.
Все это — в фильме, в котором влияния отражены в элегантном, но уникальном виде; фильм, уходящий корнями в самую медленную научную фантастику прошлого, поднимающий текущие вопросы.
Несомненно, видение, которое отличается от позитивизма предыдущих десятилетий в отношении космической гонки, более трагичное видение, в котором космос — не что иное, как последний источник ресурсов.