Неожиданные концовки кажутся визитной карточкой М. Найта Шьямалана, индийский кинорежиссер, который еще в 1999 году покорил публику «Шестым чувством». После успеха фильма с Брюсом Уиллисом в главных ролях и тогда еще молодой перспективной кинематографисткой Хейли Джоэл Осмент Шьямалан попытал счастья с другими названиями, такими как «Защищенные» (2000) и «Знаки» (2002).
Научная фантастика, триллеры и супергерои захватили эти фильмы, пока в 2004 году он снова не удивил его Эль Боске, фильмом, который многие отождествляли с ужасом, но который, в действительности, последовал за другими художественными фильмами режиссера.
В небольшой деревне в Пенсильвании в лесах, окружающих город, таится неизвестная угроза. Жители осознают опасность пересечения границ, и все они хорошо знают правила: никогда не носить красное, слушать предупреждающие звонки и держаться подальше от леса.
С этой предпосылкой, Шьямалан нарисовал историю, в которой все не то, чем кажется, и в которой напряжение и неуверенность овладевают зрителем.
Фильм ужаса?
Это правда, что Эль Боске, просто увидев его трейлер, может вызвать у зрителя то чувство, которое возникает перед просмотром страшного фильма. Однако после его просмотра возникает сомнение: что мы только что видели? Был ли это фильм ужасов или очередная постановка аллегории Платона о пещере?
Таким образом, Неудивительно, что реакции такие разные: С одной стороны, критики аплодировали фильму, хотя и не единодушно; с другой стороны, зрители чувствовали себя обманутыми. Возможно, мир ожидал оказаться до нового Психоза или даже до произведения, в котором повторяется паранормальная сущность «Шестого чувства».
«Эль-Боске» — это не фильм ужасов, хотя в нем не раз может использоваться наследие этого жанра. Но это фильм, который вызывает сомнения и ставит под сомнение социальные структуры и пределы знаний.
Стоит ли выходить из зоны комфорта, быть увлеченным сердцем, а не разумом, подчиняться авторитету или нет . Вот некоторые из вопросов, которые Шьямалан поднимает в своем фильме.
Неужели лес так опасен, как вы хотели его отразить? Что скрывается за деревьями, окружающими деревню?
Я сомневаюсь, что на данный момент есть те, кто не знает о работе Шьямалана, но, чтобы избежать нежелательных спойлеров, мы предупреждаем вас, что статья может раскрыть некоторые из фундаментальных событий сюжета.
С этого момента, вы решаете, оставаться ли в пещере или переступить порог, который приведет вас в слепящий свет реальности.
Лес: связь с аллегорией пещеры
Шьямалан ставит на сцену место и ряд персонажей, которые сразу напомнят нам о нашем историческом прошлом. Прошлое, в котором преобладали мифология и суеверия. В рассматриваемой деревне происходят необычные и ужасающие события, связанные с окружающим лесом.
Никто не смеет переходить его, никто не смеет открывать то, что находится за пределами его границ. Жители деревни находятся под сильным влиянием идей своих лидеров и традиций. Каким-то образом удалось передать идею о том, что в городе ничего хорошего не происходит; и поэтому лучше оставаться в стенах дома.
Что делать, если кто-то посмел пересечь границу границы? Несмотря на то, что в течение многих лет между гражданами и странными и зловещими существами, населяющими лес, было установлено своего рода перемирие или мир, было время, когда необходимо было пересечь его.
Столкнувшись с серьезным ранением одного из его жителей, единственное возможное решение — отправиться в город за лекарствами. Проблема в том, что город нарисован для жителей деревни как враждебный мир, в котором нет места мирной жизни.
Красный цвет напоминает о запретном в деревне, зловещем и о том, чего мы должны избегать.; так или иначе, это намекает на страсти, на иррациональное по сравнению с рациональным. Между тем желтый становится цветом защиты, цветом, который поддерживает разум и помогает избежать ужасов леса.
Однако, если мы обратим внимание на символику обоих цветов, мы поймем, что, хотя желтый может иметь положительные коннотации, он излучает определенный ореол тайны, обмана и лжи. Да, Визуально Шьямалан предупреждает нас об обмане своей истории.
Деревня оформлена в соответствии со стандартами девятнадцатого века, однако в действительности все обстоит иначе. По этой причине они решают, что слепая женщина станет идеальным кандидатом, чтобы пересечь пределы леса и отправиться в город. Слепой никогда не сможет изобразить или дать ясное видение внешнего мира, таким образом, фигуры власти не рискуют раскрыть правду или, по крайней мере, так думают руководящие органы.
И правда в том, что деревня, несмотря на ее сходство с прошлыми веками, переживает гораздо более близкий исторический момент. да, Шьямалан рисует нам саму пещеру; и делает это с точки зрения своих жителей. То есть тех, кто избегает познания реальности.
Платон изображал людей, которые верят в реальность, которая у них перед глазами, людей, которые верят в тени и которые, столкнувшись с реальностью, будут напуганы и попытаются искоренить любого, кто идет против их принципов. Шьямалан следует этой предпосылке, но наделяет своего главного героя слепотой, таким образом, возникают сомнения и помещает зрителя в другое положение.
Страх как величайший враг
Лес устанавливает определенные параллели с Платонической пещерой. и, как это сделал греческий философ, он закладывает свои основы в идеологической обработке, а точнее — в страхе. Человек не захочет переступать порог реальности из-за страха, он предпочтет оставаться в своей зоне комфорта, в той стихии, которая дает ему спокойствие и защиту.
Таким образом, хотя страх становится иррациональным, он становится одной из основ общества, которое Шьямалан поднимает в своей деревне. После открытия света, о котором главный герой не подозревает из-за своей слепоты, зритель начинает сомневаться, что, возможно, она все еще остается в пещере или, другими словами, в темноте.
Мы живем обманом? Являются ли правила, регулирующие религии или даже общество, иррациональными? Вот некоторые из вопросов, которые мы задаем себе после просмотра Эль Боске., фильм, в котором все не то, чем кажется, и в котором страх в конечном итоге захватывает общество, чтобы удовлетворить определенные индивидуальные потребности.
Эль Боске не удивит стойких последователей индийского режиссера, поскольку все они знают его вкус к поворотам сюжета, замаскированным спойлерам и «неожиданным» концовкам. тем не мение, это фильм, который в конечном итоге проникает в зрителя, заставляя вас задавать себе несколько фундаментальных вопросов об обществе, в котором вы живете.
Между игрой контрастов, света и тени, запретных цветов и защитных тонов, Лес возникает как издевательство над внешностью, как квази-современный пещерный миф, который путают с ужасом.
Логическое объяснение заканчивается искоренением паранормального ужаса, чтобы наконец напомнить нам, что нет большей угрозы, чем сам человек, что нет большего предела, чем предел самого разума, и что нет большей угрозы и ужаса, чем та, что исходит от него. авторитаризм. и навязывание самой реальности.