Для многих имя Жан-Пьер Жене всегда будет ассоциироваться с Амели (2001). Однако за десять лет до премьеры фильма, который принесет ему мировую известность, он удивил критиков и публику выдающимся дебютным фильмом: Delicatessen (1991).
Жене и его друг Марк Каро приступили к проекту, который трудно классифицировать; редкая птица фантастической европы. Марк Каро имел опыт работы в мире комиксов, а Жене — режиссер видеоклипов. Вместе им удалось воплотить то, чему они научились в своих дисциплинах, в увлекательном и ужасающем фильме в равной мере.
Мы предполагаем, что через неопределенное время после какой-то войны или кризиса небольшая община выживет в совершенно негостеприимном месте. Действие происходит в районе, где жители могут выжить благодаря бойне, которая дала фильму название..
Мясник будет использовать газетные объявления как приманку, предлагая работу по обслуживанию здания, но на самом деле его планы намного мрачнее.. В то время как часть общества переходит к каннибализму, группа вегетарианцев живет в подполье, бродя по недрам.
Приезд в здание нового арендатора изменит ход событий, и мы посетим гротескное зрелище самого вкусного.
Деликатесы: два пути к выживанию
Само название фильма вызывает изысканность, создавая резкий контраст с тем, что мы собираемся увидеть.. Уже в первые минуты отснятого материала они предупреждают нас, что в маленькой мясной лавке есть некоторая опасность, и мы видим, как убивают менеджера по обслуживанию.
Позже, через сцену, в которой выделяются красные и коричневые тона (вызывающие кровь), мужчина подходит к зданию, чтобы поработать.
Главный герой не подозревает, что за обглоданными стенами здания живет общество, которое как можно лучше справляется с голодом благодаря каннибализму.. Мясник становится высшим авторитетом, человеком власти, которого все боятся и уважают в равной степени, поскольку именно он устанавливает законы и отвечает за кормление всего сообщества.
В отличие от этого и из-за своего невежества новичок рано проявляет вегетарианство. Каким-то образом персонаж отказывается поддаться искушению, к которому его мог привести голод.
Все персонажи страдают от последствий голода и страданий, но они решают их так, как считают. Никто не заставляет их есть человеческое мясо, хотя они считают, что это единственный способ выжить.
Луисон, которого зовут главный герой, оказался человеком с чувствительностью, которая выделяется среди ужасов. Он был клоуном и его привлекает музыка, поэтому он подружится с Джули, виолончелисткой этого здания, которая также является дочерью мясника.
Столкнувшись с опасностью, что Луисон останется в здании, Джули свяжется с Троглодитами, вегетарианской группой сопротивления, которая выживает в канализации.
Жене и Каро ведут нас через своего рода сюрреалистическую басню, ужасную и занимательную в равной степени.. Не будет недостатка в юмористических нотках, а разнообразные персонажи здания отлично детализированы.
Мы мало или совсем ничего не знаем об этой вымышленной вселенной, но интуитивно понимаем, что голод и запустение сказались на ней. Среди отвратительных существ нам удалось найти красоту в этой причудливой фантазии.
Безошибочная постановка
Между пародией и детской эстетикой мы с первых минут ощущаем некую мрачную атмосферу. Эстетика фильма сильно зависит от влияния его создателей, то есть комикса и видеоклипа..
Таким образом, в Delicatessen есть невозможные образы, плоскости и подходы, которые кажутся взятыми из комикса. Точно так же музыка вездесуща, окружающие шумы сочетаются с изображением, чтобы вызвать ощущения или даже направить действие.
Использование цвета идеально продумано и помогает создать ощущение фантазии, нереальности и даже мира снов. В этом смысле, особенно интересны сцены снов и то, как благодаря их постановке у зрителя возникает ощущение проникновения в подсознание рассматриваемого персонажа.
Персонажи также идентифицируют себя со своим окружением, с цветами и одеждой, которые они используют.. Таким образом, без лишних слов зритель увидит женщину, одетую в красное, вызывающее эротику, мужчину, живущего среди жаб и улиток, женщину, самоубийство которой всегда терпит поражение, и т. Д.
Деликатесы очень напоминают немое кино; мимика, жесты и экспрессия играют основополагающую роль в развитии сюжета. Короче говоря, создателям фильма удалось скоординировать музыку и изображение, чтобы в равной мере создать идеально ухоженную, изысканную и странную эстетику.
В этом юморе нет недостатка
И среди всего этого квазипоэтического хаоса, который представляет Delicatessen, не будет недостатка в комиксе. Мы уже упоминали некоторых персонажей, которые из-за своей красочности в конечном итоге становятся комиками. Фильм уходит корнями в довольно тонкий юмор, который проявляется на протяжении всего фильма.
Эта тонкость в использовании юмора контрастирует с ужасностью обстановки. Умный, остроумный и даже мрачный юмор.
Мрачность очень присутствует в фильме, в конце концов, мы сталкиваемся с группой людей, которые выживают за счет человеческой плоти. Жуткое становится поэтическим, занимательным и снова восхитительным. Насилие превращается в комичный за считанные секунды.
Зритель выжидает, хочет знать, что будет дальше. Кажется, что мы надеемся — или желаем — увидеть кровь, смерть и разрушение, и как раз тогда, когда кажется, что это будет подано нам на подносе, магия ужаса разрушается шуткой.
Жене и Каро элегантно обыгрывают нашу точку зрения, обманывают нас и приглашают пройти по головокружительной лестнице, по которой может пройти даже самое безумное. До конца, Как и в любой басне, они дают нам счастливый конец или мораль под ритм виолончели на романтической крыше..