Случалось ли вам когда-нибудь, что песня, которая была вам безразлична, если вы ее слушали, в конечном итоге понравилась вам? Чувствовали ли вы, что чем больше времени вы проводите с человеком, тем приятнее для вас? При изучении человеческих предпочтений актуальность приобрел эффект простого воздействия..
Также известен как принцип знакомства, Этот эффект объясняет, почему, неоднократно подвергая себя новому стимулу, наша реакция на него становится более позитивной..
Короче говоря, это отражает наше пристрастие к тем ситуациям, людям или предметам, которые нам знакомы. Но какие факторы влияют на появление этого явления? Давайте подробно узнаем, как это работает.
Эффект простого воздействия на исследования
Роберт Зайонц — один из авторов, больше всего изучавших именно этот психологический эффект. Со времени первого исследования в 1876 году наличие этого предпочтения было подтверждено перед лицом стимулов самой разнообразной природы..
Слова, звуки, фотографии лиц . во всех случаях субъекты, кажется, отдают предпочтение тем, которые им более знакомы.
Было проведено исследование, чтобы проверить влияние этого эффекта на пристрастие к определенным продуктам питания.. Для этого группе студентов было предложено попробовать различные тропические соки, которые до этого были им неизвестны. Некоторые пробовали их пять раз, другие — 10, а третьи — 15. Когда их спросили, какой из них им больше всего нравится, появилась явная тенденция считать более позитивными тех, кто принимал больше всего.
Такие же результаты были получены в исследованиях межличностного влечения.. Чем чаще мы видим человека, тем более сочувствующим он нам кажется и тем больше нам нравится его присутствие.
Бессознательное явление
Но один из самых интересных аспектов этого эффекта заключается в том, что человеку не обязательно воспринимать знакомый стимул. Это более, эффект, кажется, усиливается в «подсознательных условиях».
Зайонц провел расследование, в ходе которого показал участникам различные изображения китайских иероглифов. Время воздействия каждого символа было настолько коротким, что наблюдатели не знали, что они видят.
Испытуемым сказали, что эти персонажи представляют прилагательные, и их попросили оценить, имеют ли они положительные или отрицательные коннотации. Неизменно участники тестовой группы лучше оценили те символы, которым они уже знакомы.
Очевидно, бренды учитывают эффект простого воздействия в своих рекламных кампаниях. Знакомство с логотипом, слоганом или корпоративным имиджем может побудить нас выбрать именно этот продукт.
Этот мысленный образ функционирования объясняет, почему, путешествуя по новым городам, мы испытываем искушение обратиться к известным нам франшизам… несмотря на наше желание исследовать местный рынок.
Каков эффект простого воздействия?
Фехнер был автором первого известного исследования этого явления. Этот немецкий психолог, отец современных психофизических теорий, предлагает объяснение эффекта, который беспокоит нас сегодня. Люди склонны реагировать с некоторым страхом или тревогой на новые элементы..
тем не мение, эта «фобия нового» исчезает, когда мы постоянно подвергаемся воздействию этих раздражителей.. Эта естественная склонность с подозрением относиться к неизвестному становится даже приятным ощущением знакомства, чем больше мы контактируем со стихией.
Однако следует иметь в виду, что, если многократное воздействие стимула происходит в избытке, мы можем достичь скуки. Сытость — это состояние, ограничивающее воздействие этого эффекта. Если мы едим одно и то же каждый день, мы в конечном итоге это ненавидим: если мы смотрим один и тот же фильм каждый день, он оказывается тяжелым.
Следовательно, В основе многих наших предпочтений лежит принцип знакомства, хотя мы и не осознаем этого.. Независимо от того, насколько мы больше или меньше склонны к приключениям и риску, некоторые решения, которые мы принимаем ежедневно, опосредуются этим эффектом.
Этот принцип может влиять на предметы, которые мы приобретаем, места, которые мы посещаем, и на людей, которые нам нравятся. По этой причине удобно или, по крайней мере, интересно осознавать его влияние на наш разум.