Человек-слон, отражение человеческого достоинства

Человек-слон — это черно-белый портрет человеческого достоинства и чувствительности, скрытых под деформированным телом. В этом мифическом фильме Дэвида Линча мы узнаем правдивую историю Джозефа Меррика, молодого человека, страдающего синдромом Протея, который, проведя часть своей жизни в мире цирка, нашел спокойствие в свои последние годы в лондонской больнице.

История гласит, что у Меррика была душа художника и сердце поэта. У него была только одна полезная рука, и хотя она была маленькой, как у 10-летнего мальчика, он всегда проявлял большое мастерство в ремесле. Настолько, что он умел создавать увлекательные конструкции из бумаги, картона и зубочисток. Эти маленькие работы он дарил всем тем людям, которые были к нему добрые.

«Это правда, что моя форма очень странная,
Но обвинять себя в этом — значит обвинять Бога;
Если бы я мог снова создать себя
Я бы постарался не упустить тебя.

Если бы я мог дотянуться от полюса до полюса
или обнимать океан руками,
Я бы попросил измерить мою душу,
Ум — мера человека «.

-Дж. Меррик-

Когда Мел Брукс доверил Дэвиду Линчу сценарий этой истории, он очень хорошо знал, что ищет. История Джозефа Меррика заслуживала того, чтобы ее представили на большом экране в особом, ином свете. Более того, это должна быть дань уважения. Его деликатность, виртуозность и интеллект должны были превзойти эту кожу, населенную неровностями и уродствами. Его человечность должна была преодолеть само общество, мгновенно презренное и гротескное, всегда стремящееся обратить свой взор на то, что отличается и странно.

Результат превзошел все ожидания. Фильм получился теплым светотеневым полотном о человеческом достоинстве, незабываемой постановкой, где добро выступает над извращениями и чудовищным. Человек-слон получил 8 номинаций на Оскар в 1981 году. и хотя он их не взял, история уже сделала его культовым произведением, незабываемой кинематографической жемчужиной.

Человек-слон, отражение человеческого достоинства

Человек-слон: я не животное, я человек

Дэвид Линч очень четко дал понять, что историю Человека-слона нужно выводить на экран в черно-белых тонах. Только так можно было показать стелу того викторианского подземного мира, который сопровождал жизнь Джозефа Меррика. Только так можно было охватить взор публики то скопление ощущений, тоски и эмоций, которыми отмечалось существование этого молодого британца, страдающего с года жизни от серьезных пороков развития.

Эта монохромная фотография была очень полезна, например, для освещения того подземного мира цирка, где изображен человек-слон. Зрелище фрик-шоу было единственным ресурсом, доступным людям с уродствами, и Джозеф Меррик добился заметных успехов в Европе в 1880-х годах. Он страдал от того, что даже сегодня считается наиболее серьезным случаем синдрома Протея. Он описал себя следующим образом:

Мой череп в окружности 36 дюймов, с большой мясистой шишкой на спине размером с чашку для завтрака. Другая часть, если описать это каким-то образом, — это совокупность холмов и долин, как если бы она была собрана, в то время как мое лицо — это видение, которое никто не мог вообразить. Правая рука по размеру и форме сравнима с передней ногой слона, ее размер составляет более 12 дюймов в окружности запястья и 12 дюймов в одном из пальцев. Другая рука с ее ладонью не больше, чем у десятилетней девочки, хотя и хорошо сложена. Мои ноги и ступни, как и мое тело, покрыты толстой, похожей на замазку кожей, как у слона, и почти такого же цвета. На самом деле, никто, кто меня не видел, не поверил бы, что такое могло существовать.

Человек-слон, отражение человеческого достоинства

Таким образом, и среди жестоких и унизительных декораций, содержащихся в мире цирка, Внезапно нам представляется взволнованный и сострадательный взгляд, который меняет жизнь Джозефа Меррика.. Это доктор Фредерик Тревес, роль которого мастерски сыграл Энтони Хопкинс. Кто-то, способный увидеть человека под кожей чудовища, кто-то тронулся криками молодого человека, который требовал, чтобы его воспринимали как человека, а не как животное.

Двойной публичный показ Человека-слона

Несмотря на то, что доктор Тревес испытывает большую близость с молодым Мерриком, зритель не может перестать ощущать, что он также имеет глубокий научный интерес.. Он демонстрирует его выдающимся патологам, терапевтам и хирургам, демонстрирует его своим коллегам и делает все возможное, чтобы Человек-слон остался на всю жизнь в лондонской больнице.

Попав в комнату, юному Меррику наконец удается показать им, что находится под всеми этими неровностями и толстой кожей. Вначале научное сообщество оговаривает, что такое тело, несомненно, будет сопровождаться глубоким интеллектуальным недостатком. Однако вскоре они обнаруживают то, что сегодня прекрасно задокументировано. Джозеф Меррик обладал высоким интеллектом.

Он читал и писал с невероятной беглостью, сочинял стихи, был большим читателем и имел видение мира, которое было столь же невинным, сколь и обнадеживающим.. Тень его детства, измученного насмешками, оскорблениями или его темными годами в мире шоу-бизнеса и цирка, не врезалась в его сердце, закалив его. Как он сам объяснил, его надежда и оптимизм исходили от любви. Любовь, которую исповедовала к нему его мать, красивая молодая женщина, которая привила ему любовь к книгам и которая рано умерла.

Человек-слон, отражение человеческого достоинства

Любопытно, что несмотря на то, что Лондонская больница собрала средства, чтобы обеспечить Меррику комфортную жизнь в этом учреждении и тем самым избежать публичных демонстраций, которым он подвергался, он в конечном итоге совершил поступок, который для многих непростительный. Человек-слон скончался утром 11 апреля 1890 года в возрасте 27 лет во сне.

Известно, что молодой человек был верующим и одним из его желаний было похоронить его рядом с матерью. Однако научный интерес был сильнее уважения, больше, чем защита своего достоинства. В Патологическом музее Лондонского медицинского колледжа на протяжении десятилетий выставлялся его скелет.. По сей день его останки удалены (но они все еще изучаются) и заменены его вещами: его креслом, его рукописными буквами, шляпой с сшитой тканью, которая закрывала его лицо и голову .

Если и есть что-то, чего удалось достичь в этом фильме, так это дать нам точный портрет человечества, заключенного в изувеченном теле Джозефа Меррика. Музыка, фотография, изученное направление… Все составляло более чем идеальный холст, наполненный человечностью, где можно было обнаружить разум, который остался нетронутым, несмотря на унижения, несмотря на жестокое обращение.

Человек-слон никогда не терял своей деликатности, изысканных манер, доверия к другим людям. По иронии судьбы, после своей смерти он стал жертвой другого зрелища: зрелища научного мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: