Настоящее время, почти девять из десяти человек правши. Таким образом, доля левшей в мире составляет всего 10%. Что определяет это распределение? Это плод удачи? Правша — это случайность или генетика? Обретаем ли мы это с практикой? Могу ли я стать левшой? Это зависит от наших вкусов?
Объяснение не так просто. В этом отношении было проведено много исследований, и ни одно из них не оказалось полностью убедительным. Однако в этой двусмысленности есть две гипотезы, которые, кажется, получили большую научную поддержку.
Для обоих объяснений, Причины того, что мы правша или левша, неврологические, то есть следствие процесса эволюции нашей нервной системы. Следовательно, мы с уверенностью знаем, что мы не родились бы с этим состоянием и что это не результат случайности, но что мы становимся таковыми в раннем детстве. Как проходит этот процесс?
Ответственный — это мозг
Первая из этих теорий преобладала в течение многих лет и дает неврологическое объяснение церебрального происхождения, то есть его, правша или левша определяется мозгом и зависит от «латеральности» человека. Латеральность — это предпочтение использования одной из симметричных частей тела: руки, глаза, ступни, уха .
На анатомическом уровне это понятие симметрично, но на функциональном уровне оно асимметрично. Существует латеральность, когда одна из сторон тела преобладает над другой во время выполнения человеком действий (письмо, открытие дверей, игра в теннис .). У левшей это левши, а у правшей — правая.
Латеральность выковывается в возрасте от трех до шести лет и полностью формируется к семи годам. Если у ребенка к пяти годам он не развился, необходимо обратиться к специалисту..
Латерализация
Чтобы понять эту первую теорию, необходимо объяснить концепцию латерализации — процесса, который зависит от доминирования субъекта в полушарии. В общих чертах можно сказать, что правое полушарие головного мозга «направляет» движения левой стороны тела и наоборот, левое полушарие управляет правым полушарием. Следовательно, можно сделать вывод, что:
- Правши: доминирование левого полушария и латеральность правого полушария.
- Левши: доминирование правого полушария и латеральность левого полушария.
Определяющим фактором является спинной мозг.
Недавно исследователи из Рурского университета в Бохуме (Германия) заверили, что причиной выбора той или иной боковости является не головной, а спинной мозг. Они обнаружили, что На восьмой неделе беременности уже есть заметные генетические различия между левшами и правшами.
То есть, поскольку плод находится в утробе матери, гены спинного мозга, отвечающие за управление движением конечностей, уже различны в одной группе и другой. Например, малыши уже предпочитают сосать большой палец одной или другой руки. Как это возможно?
Процесс выглядит следующим образом: кора головного мозга посылает моторные команды спинному мозгу, а спинной мозг, в свою очередь, контролирует движения ног и рук ребенка. Вывод исследователей основан на том факте, что В восемь месяцев у ребенка еще нет связи между корой головного мозга и спинным мозгом, поэтому единственным человеком, ответственным за его движения, может быть спинной мозг.
Для них объяснение латеральности (предпочтения использования) можно найти в эпигенетике. То есть во влиянии окружающей среды на гены, которое по-разному влияет на левую или правую часть спинного мозга.
А такие люди, как Рафа Надаль? Они правши, левши, владеют обеими руками?
Если вы еще не определили себя как правша или левша, вероятно, ваша латеральность развилась не совсем правильным образом. Когда это происходит, дети могут быть амбидекстрами, иметь крест или крест-накрест.
- Быть амбидекстром — значит иметь неопределенную боковую сторону, то есть нет доминирования полушария, и, следовательно, есть безразличное использование обеих симметричных частей тела. Это дети, которые могут нечетко выполнять действия правой и левой.
- Поперечная или смешанная латеральность существует при смене боковых сторон. Например, случай Рафаэля Надаля, у которого доминирующий глаз правый (он правша), но его доминирующая рука — левая.
- Недовольная латеральность возникает у детей, на которых внешнее влияние заставило изменить латеральность. (наиболее частый случай — ребенок-левша, которого заставляют писать правой). Таким образом, в деятельности, не опосредованной культурой, он использует свою «естественную» руку, например, чистит зубы, приветствует или толкает что-то.
Эта противоречивая латеральность связана с плохое обращение, которое язык традиционно имел с левшами. Делать вещи «правильно» — значит делать это хорошо, а «быть правшей» — значит обладать умением, но эволюция от латинского зловещего к испанскому «зловещему» не была столь доброй. Фактически, во многих странах, таких как Китай, тот, кто использует левую руку, по-прежнему считается плохим, а детей поправляют.
Остается еще много неизвестных, связанных с тем, как мы становимся правшами или левшами. Однако неврологические исследования, которые связывают причину с головным и спинным мозгом, ближе к тому, чтобы предоставить нам неопровержимое научное объяснение.