По мнению критиков и искусствоведов, в том числе Арнольда Хаузера и Эрнста Гомбриха, влияние работы Тициана было огромным. По факту, Он был признан великим художником с самого раннего возраста.
В своих портретах Тициан углубился в человеческий характер, сумев запечатлеть его на своих полотнах.. Его религиозные композиции охватывают весь спектр эмоций, от очарования его юных мадонн до трагических глубин позднего распятия и погребения.
В своих мифологических картинах он запечатлел радость и покинутость языческого мира античности. В своих картинах обнаженной натуры Венера (Венера и Адонис) и Даная (Даная с няней) устанавливают стандарты физической красоты и эротизма, которые никогда не превышались.
Тициан был известен своим мастерством цвета; его творчество оказало глубокое влияние на бесчисленное множество будущих поколений художников.. Великие учителя, такие как Рубенс и Николя Пуссен, сделали ему комплимент.
«Тициан — солнце среди маленьких звезд не только среди итальянцев, но и среди всех художников мира».
-Джованни Лоренцо о Тициане, 1950-

Тициан, детство и поездка в Венецию
Точная дата его рождения остается только догадываться, Тициано Вечеллио или Вечелли родился где-то между 1488 и 1490 годами в Пьеве-ди-Кадоре, городке недалеко от Беллуно, Италия..
Первые годы жизни он провел в этом городе. Его родителями были Грегорио и Люсия Вечеллио, у которых было пятеро детей., Тициан — старший из своих братьев.
Его отец был выдающимся советником и солдатом. Он служил смотрителем замка Пьеве-ди-Кадоре, а также управлял местными рудниками для их владельцев.
Многие родственники, в том числе дед Тициана, были нотариусами. По этой причине, неудивительно, что семья художника хорошо обосновалась в этом районе.
В возрасте 10 лет в компании своего брата Франческо его отправили жить к дяде в Венецию.. Живя в городе, Тициано родился художником. Сначала оба брата поступили в ученики в мастерскую известного мозаичиста Себастьяно Зуккато.
Спустя несколько лет Тициан поступил в мастерскую уважаемого венецианского живописца Джованни Беллини.. В этой мастерской выросло первое поколение художников Венецианской школы: Джованни Пальма ди Серинальта, Лоренцо Лотто, Себастьяно Лучани и Джорджо да Кастельфранко, известный как Джорджоне.
Первые работы мастера
Фреска Геракла во дворце Морозини считается одной из его самых ранних работ.. Другими были Мадонна с младенцем (так называемая Цыганская Мадонна), найденная в Вене; и Визит Марии и Елизаветы, который сейчас находится в Венецианской академии.
В 1508 году фрески Фонда Тедески, написанные в сотрудничестве с другим учеником Беллини, Джорджоне ди Кастельфранко, положили начало его карьере.. Их прекрасное сотрудничество объясняет, почему в начале 16 века трудно провести различие между двумя художниками.
Из этих фресок сохранились только разрушенные очертания.. В этой комиссии главной сценой, отведенной Тициану, была Аллегория справедливости.
Два молодых мастера также были признаны двумя лидерами новой школы «современного искусства». Этот вид искусства был связан с картиной, выполненной более гибким образом, то есть освобожденной от симметрии и остатков иератических условностей, которые все еще присутствовали в работах Джованни Беллини.
После ранней смерти Джорджоне в 1510 году Тициан некоторое время продолжал рисовать в своих традициях. тем не мение, его стиль вскоре развил его собственные торговые марки, которые будут включать смелые и выразительные мазки..
Первым независимым заказом Тициана были фрески с изображением трех чудес святого Антония Падуанского в 1511 году.. По мнению различных искусствоведов, лучшая композиция — «Чудо говорящего ребенка».
Становление и слава Тициана
Пожилой Джованни Беллини умер в 1516 году, оставив Тициана непревзойденным в венецианской школе.. В течение шестидесяти лет он был бесспорным мастером венецианской живописи. Тициан сменил своего учителя Джованни Беллини и за это начал получать пенсию от Сената.
«Я сознательно избегал стилей Рафаэля и Микеланджело, потому что он был амбициозен с отличием выше, чем у умного имитатора».
-Тициан-
В этот период (1516-1530), который соответствует периоду его господства и зрелости, стиль художника изменился и усовершенствовался.. Он перешел от своего раннего «Джорджионского» стиля к более широким и сложным темам и впервые попытался создать монументальный стиль.
В 1518 году он изготовил для главного алтаря церкви Фрари свой знаменитый шедевр «Успение Богородицы», который до сих пор находится на месте.. Это необыкновенное колористическое произведение, выполненное в больших масштабах и редко встречающееся в Италии, поразило всех.
Имя Тициана сияло все больше и больше, оно ассоциировалось с искусством и слава не заставила себя долго ждать; в 1521 году художник был в период наибольшей популярности. Хотя его давно узнали, с этого момента покупатели стали еще больше тяготеть к его работе.
Одна из его самых выдающихся работ относится к этому периоду — «Смерть Сан-Педро-Мартир» (1530 г.), которая, к сожалению, была уничтожена в 1867 г.. Сохранились только копии и гравюры с этого изображения. Эта работа сочетает в себе крайнюю жестокость и пейзаж, в основном состоящий из большого дерева, которое выступает в сцену и, кажется, подчеркивает драматизм в манере, обращенной к барокко.
Одновременно художник продолжил серию маленьких Мадонн, созданных на фоне красивых пейзажей, служивших жанровыми образами и поэтическими пасторалями. Это также был период великих мифологических сцен. Среди них знаменитые вакханалии, которые мы можем найти в музее Прадо. Пожалуй, это самые блестящие произведения языческой культуры эпохи Возрождения.

Необычная распущенная жизнь живописца
Встреча Тициана с императором Священной Римской империи Карлом V в Болонье в 1530 году стала определяющим событием в его жизни.. По этому случаю Тициан выполнил портрет Императора в натуральную величину (ныне утерянного), ранний пример того, что в то время все еще было чрезвычайно новаторским жанром.
Вскоре он стал главным художником императорского двора; таким образом он получил бесчисленные привилегии, почести и даже титулы. С этого момента он был самым востребованным художником при дворах всей Европы.
Художник знал, как завоевать восхищение и уважение сильных мира сего, не только за красоту своей живописи, но также за свое собственное отношение и концептуальную тонкость, с которой он создавал свои картины.
Доказательством его известности является большое количество портретов, подписанных Тицианом, в которых хранятся коллекции могущественных персонажей.. Ни один другой живописец того времени не написал столько портретов, как Тициан, хотя считается, что эти картины писали ученики мастера.
«Фигуры красивы не в ярких красках, а в хорошем рисунке».
-Тициан-
Тициан получал пенсию от Д’Авалоса, маркиза дель Васто, и высокую ренту от Карлоса V из миланской казны. Еще одним источником прибыли был контракт, заключенный в 1542 году на поставку зерна в Кадоре. Это был его родной город, который он посещал почти каждый год, где его считали щедрым и влиятельным.
Тициану принадлежала любимая вилла на соседнем холме Манза, с которой он делал свои основные наблюдения за формой и эффектом ландшафта.. Так называемая мельница Тициана, постоянно заметная в его исследованиях, находится в Коллонтоле, недалеко от Беллуно.
Личная жизнь
В 1525 году он женился на даме по имени Сесилия, дочери парикмахера.. Союз узаконил их первого сына Помпонио и еще двоих подряд, в том числе фаворита Тициана Орацио, который стал его помощником.
Около 1526 года он познакомился и вскоре стал чрезвычайно близок с Пьетро Аретино.. Пьетро был влиятельной и смелой фигурой, которая так странно фигурирует в хрониках того времени. Тициан послал его портрет Гонзаге, герцогу Мантуи.
После смерти Сесилии в 1530 году Тициан повторно женился и стал отцом дочери Лавинии, но его вторая жена также умерла. Он переехал со своими детьми и заставил свою сестру Орсу приехать из Кадоре и взять на себя дом художника..
Тициану было около 90 лет, когда чума, разразившаяся в Венеции, привела к его смерти 27 августа 1576 года.. Он был чрезвычайно долгожителем для своего времени и был единственной жертвой чумы в Венеции, получившей церковные захоронения. Тициан был похоронен в церкви Фрари (Santa Maria Gloriosa dei Frari).
Его могила была рядом с его знаменитой картиной Мадонна ди Ка Пезаро. Ни один памятник не отмечал его могилу, пока много позже австрийские правители Венеции не поручили Канове поставить великий памятник, который украшает ее сегодня.
Его религиозные картины были истинной парадигмой религиозной живописи, способной, как никто другой, «пробуждать чувства» верующих.. В то же время его мифологические произведения сделали его главным художником-эротиком, обладающим величайшей способностью тревожить определенных духов.