Перенос в психоанализе — фундаментальное и сложное понятие. Для Фрейда каждое чувство, которое мы испытываем во взрослой жизни, является своего рода воспоминанием о детстве. У нас есть отметки наших первых отношений, и они существуют в бессознательном. Позже они перерождаются во взрослых жизненных ситуациях.
С этой точки зрения, перенос в психоанализе становится проявлением в настоящем того, что думали и чувствовали в прошлом. Источником таких чувств и идей являются самые любимые персонажи детства: отец, мать и родители или те, кто их заменяет.
Проще говоря, перенос в психоанализе выглядит как фильм, в котором один из главных героев. Этот фильм создан для раннего детства. Затем, во взрослой жизни, не осознавая этого, мы пытаемся заново пережить сюжет, хотя и с другими персонажами и в других условиях. Аналитическая работа заключается в осознании этого сюжета и создании нового фильма, который позволяет нам двигаться вперед.
«От ошибки к ошибке открывается вся правда».
-Зигмунд Фрейд-
Зигмунд Фрейд
Перенос в психоанализе
Фрейд обнаружил, что перенос становится присутствующим в отношениях между пациентом и аналитик во время психоанализа. Пациент бессознательно переживает узы своего детства в образе психоаналитика. По этой причине установленная ссылка обычно меняется и противоречива.
Перенос в психоанализе приводит к тому, что пациент влюбляется в своего психоаналитика, а также ненавидит его, испытывает недоверие или хочет зависеть от него. На самом деле, дело не в том, что вы так относитесь к своему психоаналитику, поскольку он или она — люди, которых вы даже не знаете.
Что происходит, так это пациент видит в своем психоаналитике отца, мать, брата, сестру и т. д, которые оставили след в бессознательном. Для Фрейда эта проекция — основной материал для работы в анализе. Это выражение бессознательного и, как таковое, оно говорит об истинных конфликтах, которые мучают человека, но которые остаются для него незамеченными.
Дело Марбеля
Перенос проявляется в психоанализе в каждом случае по-разному, но во всех случаях он следует более или менее схожему процессу. В принципе, передача мнимая, то есть полностью зависит от содержания и бессознательных фантазий пациента.. Когда вмешивается аналитик, пациент начинает видеть в нем того, кто может помочь ему справиться с его болью.
Случай Марбель рассказывает аргентинский психоаналитик Паула Сальдиас. Марбель — четвертая дочь бедной женщины. Это сама мать поместила ее в приют для «уличных девочек», когда Марбель было 7 лет. Учреждение требует, чтобы, когда ей исполнится 18 лет, она должна выйти и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Именно в этот момент Марбель просит консультации. Боится выбраться оттуда.
В принципе, он говорит о том, насколько хрупки его отношения с семьей, с друзьями, с миром. Аналитик обнаруживает, что она рассматривает свой уход из заведения как своего рода «падение». Она понимает, что не собирается уходить, чтобы быть автономной, а упадет в своего рода «не место». Она не чувствует себя призванной к росту, но отвергнута самой сильной поддержкой, которую она имела: институтом.
Передача по делу Марбеля
Психоаналитик внимательно выслушивает жалобы Марбеля. Она начинает приносить ему в подарок несколько картинок. Позже девушка начинает рассказывать разные жизненные ситуации, в которых ей было страшно. Постепенно он понимает, что за этим чувством страха следует побег..
Она рассказывает, что хотела покинуть учреждение, потому что там у нее был парень, с которым она рассталась, и она хотела бы уйти оттуда, чтобы не видеть его. Аналитик понимает, что бессознательно пациент ассоциирует страх с разрывом, а это — с побегом.
Марбель говорит о многих ситуациях, в которых это повторяется. Аналитик обнаруживает, что то, что она делает, не «убегает», а уходит с иллюзией, что они будут искать ее. И поэтому он говорит: «Вы хотите сбежать или чтобы вас обыскали?».
На следующем сеансе Марбель жалуется аналитику и говорит ей, что ее интерпретация неверна. Тогда перестань ходить на сеансы. Здесь перевод понятен.
Сам того не осознавая, Марбель делает то же самое, что рассказывала: она убегает. Затем она пытается «случайно» встретиться со своим аналитиком, который предлагает ей вернуться к процессу. Марбель возвращается в другом настроении. Он больше не жалуется, а анализирует. Она обнаруживает, что страх, который она испытывает сейчас, был таким же, как и в детстве, до того, как мать оставила ее в учреждении.