Родители, учителя и вообще все, кто долгое время жил с детьми, наблюдали за процессом развития, который происходит в первые годы жизни. Именно этот когнитивный прогресс воплощен в теории развития Пиаже., чья начальная фаза (сенсомоторная стадия) мы рассмотрим ниже.
Психолог Жан Пиаже описал одну из самых актуальных теорий развития ребенка за последнее время. Он разделен на четыре этапа, через которые дети развивают свои познавательные способности. Однако первый (от рождения до двух лет) выделяется быстрым расширением знаний что производится.
Что характеризует сенсомоторную стадию развития?
Исследование и открытие окружающей среды
В эти первые годы жизни дети начинают познавать окружающую среду через свои чувства. В этом отношении Пиаже выделяет ассимиляцию и приспособление как основные процессы обучения. Однако, чтобы понять эти концепции, мы должны знать, что мозг ребенка работает на основе мысленных схем, которые изменяются на основе опыта.
Да, ассимиляция будет иметь место, когда ребенок использует свои существующие схемы, чтобы относиться к новому объекту или событию. Например, при первом сосании бутылочки повторение движения, которое позволило ему кормить из груди матери.
На твоей стороне, аккомодация происходит, когда реальность, с которой сталкивается ребенок, не вписывается в их ранее существовавшие схемы и поэтому должна их изменить. Это случай ребенка с концепцией семьи, основанной на отце, матери и детях, который знает семью, в которой умер отец.
Эгоцентризм
Еще один фундаментальный элемент этой сенсомоторной стадии — инфантильный эгоцентризм. Имеется в виду то, что ребенок не может воспринимать точки зрения других людей. А именно, маленький предполагает, что все остальные видят, думают и чувствуют то же, что и он. Тогда ему придется научиться понимать себя как отдельное существо, отделенное от реальности и от других.
Постоянство объекта
Одной из основных вех, достигнутых младенцем на сенсомоторной стадии, является постоянство объекта. А именно, узнает, что предметы, люди и события продолжают существовать, даже когда он не может их видеть, слышать или воспринимать их каким-либо образом.
В конце этого этапа малыш сможет понять, например, что его мать продолжает существовать, даже когда это вне его досягаемости и восприятия. Перед этой вехой я думал, что, уйдя, он просто исчез.
Подстадии сенсомоторной стадии
В каждый момент этого этапа можно наблюдать механизмы, которые использует ребенок. познавательно развиваться. В общих чертах это следующие:
- До первого месяца, ребенок относится к своему окружению в основном через рефлекторные действия которые автоматически реагируют на стимуляцию.
- Первичные циркулярные реакции появляются через один-четыре месяца; а именно, ребенок намеренно повторяет движения тела, доставляющие ему удовольствие (например, сосание пальца).
- Младенцы до 1 месяца повторять стимулирующие действия, которые могут иметь или не иметь отношения к их собственному телу. Например, он намеренно пнул звуковую игрушку, поставленную у подножия его кроватки. Это так называемые вторичные круговые реакции.
- От 10 до 12 месяцев малыш сможет применить свои навыки для достижения цели. Например, он снимет подушку, покрывающую куклу, с которой он хочет играть.
- Третичные циркулярные реакции возникают в возрасте от 12 до 18 месяцев. Здесь детка начать менять привычное поведение открывать новые причинно-следственные связи методом проб и ошибок.
- Наконец, от 18 до 24 месяцев достигается умение конструировать мысленные представления предметов. Базовая способность достичь рубежа постоянства объекта.
Сенсомоторный этап: начало увлекательного путешествия
Определенно, эта первая фаза закладывает основы для будущего когнитивного развития младенца.. Обучение и навыки, приобретенные в эти годы, позволяют ребенку начать действовать в этом мире. Поэтому это очень важный этап в развитии ребенка. Однако после того, как этот этап пройден, ребенку предстоит еще долгий и увлекательный путь.