Роль семьи в лечении шизофрении стала приобретать все большее значение примерно в 1950-х годах. В своих исследованиях Браун заметил, что пациенты, вернувшиеся в семейную среду, пережили гораздо больше рецидивов чем те, кто жил один или с другими людьми, которые не были их семьей; например, в резиденциях.
Таким образом, был сделан вывод, что семья может быть стрессовой переменной которые могут спровоцировать новые декомпенсации, будучи способными разработать меры, направленные на контроль указанного стресса. Так родился интерес к семейной терапии шизофрении.
В этом смысле Браун вместе с двумя другими исследователями — Бирли и Уингом — создали четырехчасовое интервью с семьей Кэмбервелл (CFI), с помощью которого они пытались предсказать рецидивы у пациентов.
Эти исследователи предложил новую концепцию выраженных эмоций (EE), реализованную в 5 больших масштабах., а именно: критика, враждебность, неудовлетворенность, теплота и чрезмерная эмоциональная вовлеченность. Индекс выраженных эмоций (SE) будет зависеть от критики, враждебности и чрезмерной вовлеченности.
- Критика будет основана на тех критических комментариях, которые семья постоянно делает о поведении пациента.
- Враждебность будет еще более обобщенной и будет означать полное неприятие пациента как личности, а не только его конкретное поведение.
- Наконец, чрезмерная вовлеченность относится к чрезмерной защите пациента со стороны семьи, к драматизации несущественных ситуаций и демонстрации сильного эмоционального стресса.
На сегодняшний день можно сделать вывод, что высокая эмоциональность, выраженная на семейном уровне, является хроническим стрессором, который лучше всего предсказывает рецидивы у пациентов. Именно по этой причине на психологическом уровне семейная терапия необходима при шизофрении.
Это методы лечения, которые обычно длятся несколько лет — около двух, чтобы быть эффективными, — и требуются периодические контакты с членами семьи.. Вот основные психологические методы лечения, ориентированные на семью.
Это модели вмешательства, которые в основном сосредоточены на предоставлении информации о заболевании, в изменении определенных эмоциональных реакций, в сокращении контактов между пациентом и семьей, в улучшении коммуникации, в предоставлении семьям действенных стратегий выживания и решения проблем, а также в предложении поддержки.
Модель Андерсона
Он основан на теории уязвимости и его основная цель — психообразование. Он состоит из пяти четко структурированных этапов, цель которых — способствовать созданию подходящего семейного климата, способствовать соблюдению режима лечения, избегать социальной изоляции и избегать стрессовых ситуаций. Фазы следующие:
- Семейная связь. Это вмешательство для одной семьи, в котором может присутствовать пациент. Прорабатываются терапевтический альянс, чувство вины, выраженные эмоции и стратегии решения прошлых и настоящих проблем.
- Психообразовательный семинар или семинар по навыкам выживания. Он многосемейный по своей природе, и пациента здесь не будет. Это психолого-просветительский семинар, на котором семье дается информация о болезни, лекарствах и важности заботы о себе.
- Реинтеграция в сообщество. Семья и пациент вместе на сеансах. Мы работаем над тем, как применить на практике все, чему мы научились на предыдущих этапах. В моменты декомпенсации могут быть рутинные, телефонные и чрезвычайные сеансы.
- Социальная и профессиональная реабилитация.
- Конец лечения. Сеансы распределяются по времени, когда пациент и семья достигают целей, и за ними следят с течением времени.
Лефф модель
Предлагает пакет социально-семейных вмешательств, направленных на изменение выраженных высоких эмоций. Основные цели этой модели: снизить ЭЭ и контакт с пациентом; увеличить семейные социальные сети; уменьшить нереалистичные ожидания; и улучшить общение. Он состоит из трех этапов:
- Психообразовательная программа. Для повышения осведомленности о болезни. Он проводится в самом семейном доме и проводится посредством чтений, по которым затем будут проводиться дебаты.
- Межсемейные группы. Интегрированы с семьями с низким и высоким уровнем ЭЭ, чтобы те, у кого низкий уровень ЭЭ, служили моделью для других и могли учиться. Звездная техника этого этапа — решение проблем, рассмотрение различных ситуаций и поиск, среди всего прочего, наиболее реалистичного и эффективного решения.
- Односемейные группы. Цель состоит в том, чтобы уменьшить ЭЭ и социальные контакты. Работа на одну семью выполняется с пациентом
Модель Фэллон
Это поведенческая терапия. Найдите оправдание в модели стресс-уязвимость-преодоление-конкуренция.
Он высоко структурирован и директивен и основан на социальном обучении и бихевиоризме. Он защищает тот факт, что навыки совладания делают человека способным решать жизненные проблемы. Он состоит из 5 этапов:
- Поведенческая оценка семейной ячейки. Он предназначен для функционального анализа того, как семья общается и решает свои проблемы, а также возможностей, потребностей и недостатков, которые представляет каждый член семьи.
- Просвещение о болезни. Он основан на формате односемейного вмешательства с семьей и пациентом, с контекстом вмешательства дома. Предоставляется информация о заболевании, сочетающая изложение содержания, обсуждения и личного опыта. Стиль терапевта должен быть открытым и не допускать критики и обвинений.
- Коммуникационное обучение. На основе формата односемейного вмешательства с семьей и пациентом. Обучение социальным и коммуникативным навыкам проводится с целью снижения напряженности в семейной среде и содействия адаптации.
- Обучение устранению неисправностей.
- Конкретные поведенческие стратегии. Есть проблемы, которые нельзя решить с помощью обучения устранению неисправностей из предыдущего этапа. На этом этапе семьи обучаются другим поведенческим стратегиям, которые могут быть полезны, таким как: оперантное управление, установка ограничений, социальные навыки, контракт на случай непредвиденных обстоятельств, сексуальная терапия и терапия для пар, релаксация, тайм-аут, моделирование и т. Д.
Модель Tarrier
Это когнитивно-поведенческая модель, которая заинтересована в реагировании на семейные проблемы и потребности и снижении ЭЭ. Она предназначена для обучения членов семьи — «агентов реабилитации» навыкам, связанным с пациентом. Важно уменьшить семейный стресс и то, как семья реагирует на него. Фазы следующие:
- Образовательная программа. На одном из занятий в образовательной брошюре используются только члены семьи и анализируются ошибочные представления о болезни. На другом сеансе вы также работаете с пациентом.
- Управление стрессом и реакции на преодоление стресса.
- Программа постановки целей. Членов семьи учат решать проблемы более конструктивно и изменять старые модели поведения для других, которые более выгодны для всех членов.
Выводы по семейной терапии при шизофрении
Шизофрения считается психическим заболеванием, при котором лекарство должно быть единственным используемым лечением. Это порождало чувство беспомощности у пациентов и их семей: казалось, что «все потеряно» и что ни пациент, ни его семья не могли контролировать это разрушительное расстройство.
Благодаря многочисленным исследованиям в области выраженных эмоций мы знаем, что это не так. Семейная терапия при шизофрении может помочь пациентам более позитивно решать свои проблемы, интегрироваться в общество или более эффективно общаться. С другой стороны, семья, которая может быть источником большого стресса, также может извлечь уроки из терапии и, следовательно, принести пользу пациенту и окружающей среде в целом.
Следовательно, как только состояние пациента стабилизируется, необходимо применять эмпирически подтвержденные психологические методы лечения. с целью улучшения качества жизни больных шизофренией и вселить надежду на улучшение, которое зависит от них самих, а не только от лекарства.