В психологии мы находим множество техник и методологий для работы с поведением и эмоциями пациентов. Один из них — функциональный анализ поведения, инструмент, который позволяет нам идентифицировать антецеденты и последующие определенного поведения, чтобы понять, в каких контекстах оно проявляется, с какой функцией, с какой целью и т. д. Однако он идет дальше: он также сосредоточен на определении того, какие факторы поддерживают такое поведение, какие факторы были важны при его приобретении и т. Д.
Таким образом, это инструмент психологии (точнее, психотерапии), с помощью которого мы стремимся понять, почему поведение появляется, сохраняется и исчезает. Его цель — предложить функциональное видение этого поведения и помочь пациенту изменить, уменьшить или устранить его. Но как провести хороший функциональный анализ? Мы оставляем вам краткое руководство с 9 шагами, чтобы это сделать.
Что такое функциональный анализ и для чего он нужен?
Как мы уже говорили, функциональный анализ позволяет нам анализировать, почему определенное поведение усиливается или уменьшается в определенное время, в определенных областях, контекстах . Таким образом, это методология работы (типичная для поведенческой ориентации), которая стремится ответить на вопрос: что заставляет человека вести себя X способами?
Согласно Гарсиа и Вальехо (1993), в контексте функционального анализа (или, более конкретно, поведенческого анализокружающая среда рассматривается с точки зрения стимулов; в, реакции (или поведение) могут быть когнитивными, моторными или физиологическими.. Таким образом, с помощью функционального анализа мы понимаем поведение как «реакции», которые подразумевают временную связь с условиями стимула, которые им предшествуют.
Руководство по выполнению функционального анализа
Как провести функциональный анализ поведения? Мы предлагаем вам краткое руководство с шагами, которые необходимо выполнить для выполнения этой интересной и полезной в психотерапевтической области задачи. Для этого мы прибегнем к 9 шагам, предложенным Гарсией и Вальехо (1993):
1. Определение проблемного поведения или поведения.
Первым шагом к выполнению хорошего функционального анализа будет определить и разграничить проблемное поведение или поведение. Под проблемным поведением мы понимаем то, что мы хотим анализировать, изучать, сокращать, увеличивать . То есть то, на чем мы сосредоточимся (или то, что вызывает дискомфорт, то, что мы хотим изменить), что обычно является часть причины обращения / консультации пациента.
2. Анализ ответов
Речь идет об анализе ответов испытуемого.; то есть те, которые мы изучаем. Как мы уже упоминали ранее, поведение здесь приобретает номенклатуру «ответов».
3. Анализ предшествующих стимулов.
На этом этапе, проанализируем, что предшествует поведению. То есть какие раздражители присутствуют в момент поведения. Например, если проблемное поведение заключается в том, что ребенок кричит и злится, предшествующим фактором может быть то, что его отец установил предел.
4. Анализ последовательных стимулов.
Последствия тоже нужно будет проанализировать. С последующим мы понимаем последствия поведения; то есть, что происходит после появления проблемного поведения (как положительного, так и отрицательного или нейтрального). Продолжая предыдущий пример, следствием может быть то, что родитель отвлекает внимание от ребенка.
5. Стратегии самоконтроля
После того, как завершена «толстая» часть процесса функционального анализа (определение поведения, его предшественников и его последствий), остается еще несколько шагов. На этом этапе мы проанализируем какие стратегии самоконтроля пациенту следует решать со своим проблемным поведением.
6. Ресурсы по теме
В соответствии с предыдущим пунктом мы также изучим, какие ресурсы есть у испытуемого для решения проблемного поведения. По ресурсам мы понимаем все те стратегии, меры или действия, которые позволяют человеку решить проблему или эффективно справиться с определенной ситуацией. Нам также нужно будет выяснить, запускает ли он их при появлении проблемного поведения.
7. Факторы, поддерживающие поведение или проблемное поведение.
Факторы поддержания проблемного поведения те, которые делают его не вымершим. Продолжая вышеупомянутый пример ребенка, который кричит, когда злится, поддерживающим фактором может быть то, что мать, когда отец отвлекает от него внимание, обнимает его, чтобы успокоить.
8. Факторы, влияющие на возникновение проблемы.
Чтобы выполнить хороший функциональный анализ поведения, также будет важно определить, какие факторы имеют отношение к возникновению проблемы. А именно, Что могло вызвать такое поведение? Почему он появился? Какие стимулы связаны с его появлением и приобретением? Речь идет о возвращении к истокам, к причине, чтобы лучше понять это поведение.
9. Программа лечения, которой необходимо следовать.
Наконец, последний шаг функционального анализа — это разработать индивидуальную программу лечения для каждого пациента и поведения. Для этого мы должны четко понимать, с какими целями вмешательства мы хотим работать с этим человеком, то есть чего мы хотим достичь, в какой период времени и каким образом.
Мы предложили возможное руководство по функциональному анализу поведения; однако в других источниках вы можете найти руководства, которые немного отличаются по некоторым шагам. Конечно, самое главное в этом процессе — это запишите всю необходимую информацию по делу, воспользуйтесь подробными процедурами регистрации, наблюдать и т. д, чтобы четко определить, что предшествует проблемному поведению и какие последствия оно имеет для продолжения.
У любого человеческого поведения всегда есть «почему» (и «почему»); Знакомство с этими элементами позволяет нам немного приблизиться к человеческому разуму и поведению и, следовательно, как терапевтам, помочь человеку, находящемуся перед нами.
«Человеческое поведение проистекает из трех основных источников: желание, эмоции и знания».
-Платон-
Это может вас заинтересовать.
Прочтите это в Ум прекрасен — Что такое оперантное или инструментальное обусловливание?
Оперантное или инструментальное обусловливание — это метод обучения, который осуществляется посредством поощрений и наказаний за поведение.