Концепция психомоторных навыков, которыми управляет общество, во многих случаях расплывчата; Многие думают, что способности этого ребенка — это просто умение правильно двигаться. тем не мение, важность моторики в развитии ребенка идет намного дальше.
Психомотричность — это, так сказать, окно в мир для ребенка во всех его символических функциях, как поведенческих, так и когнитивных.
Хорошая моторика обычно прелюдия к правильному овладению языком и его правильное использование при общении во взаимодействии с другими людьми. Таким образом, термин «психомотор» объединяет когнитивные, эмоциональные, символические и сенсомоторные взаимодействия, которые действуют у ребенка на протяжении всего его когнитивного, моторного и эмоционального развития.
В вмешательствах, направленных на улучшение психомоторных навыков, как мы видим ниже, прорабатываются аспекты всех этих элементов:
- Мотор: баланс, поперечность, координация.
- Когнитивные: восприятие, представление или творчество.
- Аффективно-относительный: приобретение ограничений, регулирование нетерпения, эмоций, безопасности.
Как стимулировать моторику
В дошкольном образовании психомоторная активность — телесный опыт по отношению к взрослым и одноклассникам, предметам и пространству — важна для правильного развития ребенка.
Мероприятия по развитию психомоторных навыков, поэтому, они должны быть привлекательными, разнообразными, мотивирующими, веселыми и игривыми.. В этом разделе мы увидим некоторые фундаментальные идеи для достижения хорошей психомоторной стимуляции:
1- Пространство, материалы и роль взрослого
Материал должен быть разнообразным и соответствовать возрасту ребенка. И педагог, и пространство, используемое в классах, кроме того, они должны сопровождать детей в их игре и движении. Наиболее показательными этапами создания психомоторного пространства являются следующие:
- Космос: это должна быть безопасная среда. В то же время он должен быть достаточно стимулирующим, чтобы дети могли развить интересующие нас навыки.
- Материалы: чем больше разнообразных материалов в классе, тем выше психомоторное развитие детей.
- Роль взрослого: учитель должен уметь наблюдать и слушать, а также уметь вербально и невербально общаться. Кроме того, очень важно отношение и участие в игре.
2- Структура занятий
Чтобы дети могли получить максимальную отдачу от психомоторных занятий, очень важно, чтобы они следовали заранее продуманной структуре. Поэтому учителя должны точно спланировать, какими видами деятельности они хотят заниматься во время урока.
Напротив, также хорошо позволить малышам импровизировать то, что они хотят делать иногда. Это пространство свободы не должно нарушать основную норму: учитель всегда должен руководить.
3- Важность игры
Игра, вопреки тому, что может показаться, это одно из самых полезных занятий, которыми могут заниматься дети. Это помогает им в сотнях вещей: исследовать пространство вокруг них, изучать правила, создавать, экспериментировать, взаимодействовать с людьми их возраста .
Есть разные виды игры. У каждого из них будет своя роль в психомоторных сеансах, но все они могут помочь нам в достижении какой-то цели. Поэтому они должны стать одним из основных инструментов для тех, кто хочет развивать эти навыки у самых маленьких.
Развитие психомоторных навыков от 0-3 лет
В первые годы жизни ребенок развивает свои психомоторные навыки таким образом, чтобы, помимо прочего, вы улучшите свою личную автономию и способность к отношениям с другими.
В этом разделе мы увидим как эти навыки развиваются в первые три года жизни. Таким образом, нам будет легче определить, адекватна ли эволюция ребенка.
От 0 до 9 месяцев
- Держит голову вверх ногами.
- Фиксирует взгляд и перемещает его вслед за движением объекта или человека.
- Улыбка в ответ на раздражитель.
- Визуально узнать мать или опекуна.
- Положительно реагирует на социальное взаимодействие, издавая звук.
- Поднимите и покачайте головой, лежа на животе.
- Поворот из положения животом вверх в положение на боку и обратно.
- Улыбайтесь и двигайте ногами перед знакомыми людьми.
- Признайте своих опекунов.
- Остается сидеть без поддержки.
- Стоит с опорой.
- Улыбнитесь своему изображению в зеркале и попробуйте взаимодействовать с ним.
- Расстраивается и плачет, когда основной опекун уходит.
- Реагирует дискомфортом на незнакомых людей.
От 9 до 12 месяцев
- Сидит и встает с опорой.
- Ползет.
- Обнаруживайте предметы, которые были спрятаны перед ним.
- Помещает и удаляет объекты из контейнера.
- Сделайте свои первые шаги с помощью.
- С любовью взаимодействуйте с другими людьми.
- Отвечает при вызове по имени.
Предупреждающие знаки в 12 месяцев
- Все еще не могу сидеть без поддержки.
- Не может удерживать предметы двумя руками.
- Не улыбайся знакомым людям.
- Все еще не интересуется вещами вокруг него.
- Не издает никаких звуков, чтобы привлечь внимание.
- Он до сих пор не плачет и не протестует в отсутствие очень близких ему людей.
12-24 месяца
- Он встает и делает шаги без поддержки.
- Катит мяч, как взрослый.
- Начинает пользоваться ложкой, крепко держась за нее.
- Начни без проблем есть твердую пищу.
- Свободно манипулируйте строительными играми.
- Узнавать части тела.
- Умеет распознавать незнакомых людей, принадлежащих к его повседневной среде.
- Узнавайте часто используемые предметы (ложка, полотенце, игрушки .).
- Подражайте взрослым движениям в игре.
- Принимает отсутствие родителей, даже если они могут протестовать у входа.
- Повторяйте забавные или привлекающие ваше внимание действия.
- Изучать знакомые предметы и проявлять любопытство к ним.
- Пейте в чашке, держа ее обеими руками.
- Наклоняется, чтобы подобрать предметы.
- Распознает основные пространства своего обычного окружения (дом, парк, школа .).
- Короткие игры с другими детьми.
- Делитесь предметами с другими детьми, когда их просят.
- Он распознает некоторые элементы, характерные для сезона года, в котором он встречается: одежда, обувь .
Предупреждающие знаки с 2 годами
- Не один.
- Еще не указывая на основные части тела.
- Никогда не приближается и не проявляет интереса к игре с другими детьми.
- Он не распознает разные очень знакомые пространства (кухня, ванная, спальня .).
- Неспособность имитировать действия взрослых.
- Не отзывается на свое имя.
От 24 до 30 месяцев
- Прыгать обеими ногами.
- Бросьте мяч руками и ногами.
- Он снимает обувь и расстегивает штаны.
- Используйте ложку и вилку и пейте из чашки, не выбрасывая еду.
- Знает писсуар и туалет и пользуется ими по указанию взрослого.
- Он легко перемещается по обычным пространствам (дом, школа .).
- Определите некоторые изменения в природе, соответствующие сезонам года.
- Узнавайте самых близких людей на фотографиях. Играйте с детьми их возраста.
- Разница в тепловизионных изображениях, относящихся к: людям, животным и растениям.
- Поприветствуйте знакомых детей и взрослых, если их просят.
От 24 до 36 месяцев
- Выполняет ручные манипуляции, такие как завинчивание, защелкивание, нарезание резьбы.
- Может бегать и прыгать с некоторым контролем.
- Попросите сходить в туалет, когда вам нужно.
- Начинает показывать предпочтения некоторым из ваших сверстников.
- Проявляет привязанность к детям младшего возраста и домашним животным.
- Он знакомится с нормами и привычками социального поведения групп, частью которых он является.
Предупреждающие знаки, когда ребенку 3 года
- Не справляется в туалете.
- Невозможно ответить на простые команды.
- Не идентифицирует изображения.
- Оставайся изолированным. Не проявляет любопытства к вещам.
- Используйте отдельные слова без соединителей.
- Не имитирует простые мазки (вертикальные, горизонтальные .).
Все эти красные флаги они не более чем подсказки, которые должны привлечь наше внимание при необходимости, возможно, проконсультироваться со специалистом, который может помочь ребенку развить определенные способности.
Однако не стоит чрезмерно беспокоиться, если наши дети не достигли нормативных показателей по возрасту. С вмешательством во времени, большинство задержек в когнитивном развитии ребенка легко исправить.