Закон Талиона более известен тем, как он был выражен в Библии: «око за око и зуб за зуб».. Это относится к древнему принципу справедливости, согласно которому нанесенный ущерб должен получать в ответ идентичный ущерб. Тот, кто забирает жизнь, должен быть предан смерти и так далее.
В законе Талиона существует определенный принцип соразмерности совершенного преступления и назначенного за него наказания. Слово «Талион» происходит от латинского корня талис-сказ, что означает «подобный» или «равный».. Предлагает ответить на плохой поступок другим плохим поступком того же происхождения.
Напоследок, Закон Талиона был установлен, чтобы регулировать чувство мести. Очевидным всегда было то, что кто-то, будучи жертвой преступления или оскорбительного действия или противоречащий морали и закону, требует мести за себя.
Однако это могло быть безжалостным. Для того же, требовалось установить предел, и Талион служил этой цели.
«Истинный способ отомстить врагу — не походить на него».
-Марк Аврелий-
Истоки закона Талиона
Впервые о законе Талиона говорится в знаменитом Кодексе Хаммурапи., разработан царем Вавилона, носившим то же имя, за 16 веков до нашей эры. Легенда гласит, что монарх лично получил Кодекс от бога Шамаша. Он состоит из 282 эталонов, оригинальные гравюры которых хранятся в Лувре.
Сначала все казалось ясным, но Вскоре стало очевидно, что существуют виды поведения, к которым нельзя применить закон Талиона.. Например, если кто-то украл, у него невозможно было украсть, чтобы все было возмещено. Если кто-то солгал, было также очень сложно совершить действие, которое причинило тот же ущерб, который был причинен изначально.
Таким образом, возникли и косвенные компенсации., иными словами, это означает, что обиженный человек почувствует компенсацию, даже если это не точно соответствует причиненному ущербу. Таким образом, тем, кто грабил, отрезали руки, а тем, кто лгал, отрезали язык. Эти нормы почти без изменений перешли в римское право.
Недостатки закона
Принцип закона Талиона, кажется, порождает то чувство справедливости, которого требует каждое общество. Однако были преступления, которые невозможно было компенсировать, например, государственная измена. так же, было установлено, что закон не применялся таким же образом для всех мужчин.
Например, если мужчина выбил глаз другому мужчине, его глаз также был бы выколот в наказание. Но если он сделал это с рабом, штраф заключался в том, чтобы заплатить половину цены раба владельцу этого места. Точно так же, если мужчина помогал бежать рабу, он получал взамен смертную казнь.
Предполагаемая справедливость, которую этот закон должен был создать, на самом деле не была такой ясной. Как правило, наказания были более суровыми для женщин и рабов. Хотя закон провозглашал равенство, само общество, в котором он применялся, было неравным, поэтому все было заключено в непоправимое противоречие.
Карательное правосудие
Как бы то ни было, закон Талиона определяет основной принцип так называемого «карательного правосудия».. Этот тип справедливости в конечном итоге навязывается большинству современных обществ. Он основан на идее, что в случае правонарушения или преступления должно быть пропорциональное возмездие, независимо от того, приносит ли это объективную пользу пострадавшему.
Таким образом, убийство убившего удовлетворяет желание отомстить обиженным, но не возвращает мертвых к жизни и не восстанавливает потерю для его родственников. тем не мение, многие общества сделали ставку на то, что этого достаточно, чтобы удовлетворить это основное желание мести.
С этим они стремятся, наконец, не к точному возмещению ущерба, а к будущей коллективной выгоде: чтобы люди были убеждены в важности соблюдения правил, чтобы не подвергаться установленным наказаниям. Как и во времена Хаммурапи, этот тип правосудия оказался неэффективным во многих обстоятельствах.
Например, доказано, что, с учетом данных из стран, где применялась смертная казнь, это не сводит к минимуму, это не обязательно снижает количество убийств.
Точно так же санкции не предотвращают такие преступления, как педофилия или воровство. Самые современные подходы к правосудию стремятся не столько к наказанию, сколько к восстановлению прав, возмещению ущерба и реабилитации осужденного.