Говорить о смерти по-прежнему табу. Прежде всего, если нам приходится решать эту проблему с ребенком. Во многих случаях перед лицом болезни или смерти родственника или друга дети разлучены без объяснения причин. ситуации. Даже когда ребенок болеет или находится в терминальной стадии, некоторые семьи, как правило, не предоставляют им никакой информации о том, что происходит. Таким образом, в этом контексте детям очень легко запутаться в концепции смерти.
Однако точно так же, как взрослым необходимо выражать свои эмоции, страхи или желания, это необходимо и детям.. Таким образом, взрослый, способный без лжи слушать и чутко объяснять происходящее, чувствовать, что его понимают и поддерживают, обеспечит им большую безопасность.
Хорошее общение и честная информация, адаптированная к потребностям ребенка, необходимы ему, чтобы противостоять своим страхам, и взрослый может ему помочь. Но как поговорить с ребенком смерти? С какого возраста считается, что ребенок имеет те же представления о смерти, что и взрослый?
Как ребенок усваивает представление о смерти?
Смерть сталкивается по-разному в зависимости от когнитивной зрелости. Это значит, что дети понимают понятие смерти в зависимости от уровня своего развития, а не от своего хронологического возраста.
Барбара Кейн описывает три фазы или стадии развития.или концепция смерти:
- Первый этап — это когда будут усвоены концепции разделения. (умершие после смерти не живут среди нас) и отсутствие движения (остаются неподвижными).
- На втором этапе понимается концепция универсальности. (смерть придет ко всем нам) и прекращение телесной активности, в дополнение к безвозвратности (у смерти нет пути назад) и причинности, которая сначала относится к внешним причинам (несчастный случай), а в конце стадии смерть может иметь внутреннюю причину (болезнь).
- На последнем этапе ребенок может думать о смерти абстрактно, почти как взрослый.
Как вы видете, концепция смерти определяется многомерным образом, объединяя понимание трех фундаментальных концепций: универсальность, необратимость и прекращение телесных процессов.. Но примерно в каком возрасте усваивается каждое из этих понятий?
Когда у ребенка появляется представление о смерти?
Учитывая разнообразие теорий и в качестве резюме, ниже будут представлены усвоение концепции смерти на основе пяти этапов:
- Прелингвистический этап (0-18 месяцев): ребенок реагирует на боль, дискомфорт и посторонних. Боязнь отсутствия родителей. Нет понятия времени или болезни.
- Дошкольный этап (18 месяцев-5 лет): ребенок в этом возрасте считает, что болезнь вызвана внешними факторами или несчастными случаями. Смерть — это сон, в котором наблюдается потеря подвижности, разлука или временный сбой. Это этап магического мышления: мертвые дышат, едят и перемещаются с места на место. Из-за магического мышления они могут переживать болезнь как наказание за плохое поведение или мысли.
- Школьный этап (от 5 лет): ребенок уже проявляет любопытство к смерти и социальным отношениям, так же как есть зрелая концептуализация времени. С этого возраста вы уже понимаете, что есть определенные внутренние факторы, которые могут вызвать заболевание. На этой стадии ребенок думает, что смерть избирательна, что она затрагивает пожилых людей и имеет тенденцию олицетворять ее; ее часто изображают как «мужчину в черном».
- От 7 до 13 лет: у ребенка уже сложились представления о необратимости, универсальности и постоянстве смерти.
- Предположительный и подростковый возраст: признает, что причины болезни неизвестны. Отрицание часто используется как защита от эмоциональной угрозы, исходящей от смерти.
Общение с ребенком о конце жизни
Говорить с детьми о смерти — одна из самых сложных ситуаций. Это потому, что он устраняет наши страхи перед болезнями и смертью? Понятно, что у ребенка есть возможность узнать о болезни, даже если вы хотите ее скрыть. Поэтому очень важно решать эти проблемы вместе с ними, всегда в соответствии с их уровнем и уважая их потребности.
Используя слова, которые ребенок понимает, картинки, рассказы или истории, которыми он хочет поделиться, мы позволяем ему исследовать свои страхи. Это принесет вам утешение в дополнение к получению аргументов, чтобы противостоять «искушению» думать, что вы несете ответственность за смерть другого человека из-за его плохого поведения.
Одним из важнейших коммуникативных навыков будет активное слушание., Что ж, многие дети говорят о смерти через загадки, персонажей рассказов . подростки иногда делают это через телесериалы или комиксы. Также важно невербальное общение. Дети могут выражать своей позой, тоном голоса или взглядом страхи или неприятные ощущения, которые они не могут выразить словами.
Необходимо быть внимательным и, в свою очередь, следить за тем, как мы с ними общаемся. Лучше всего то, что это безмятежно, без драмы. Таким образом, мы можем выразить нашу озабоченность или печаль, но передать уверенность и заверить их, что они будут сопровождаться все время.