Когда мы помогаем родственнику, другу или незнакомцу на улице, мы чувствуем себя альтруистами и добрыми. Работа от имени нуждающегося человека заставляет нас поверить в то, что мы лучшие люди, с высокими ценностями и высоким моральным духом. Точно так же, когда мы отказываемся помогать, мы чувствуем себя эгоистами; и таким же образом мы судим тех, кто отказывается предлагать свою поддержку другим. Но что, если бы помощь не была отстраненным действием?
Вы когда-нибудь задумывались о том, какие скрытые мотивы стоят за вашим желанием помочь и быть щедрым по отношению к другим? Вы уверены, что эмоции понимания и сочувствия всегда волнуют вас? Что, если желание способствовать благополучию другого человека не было причиной вашей солидарности? Некоторые исследования исследуют эти подходы и приходят к интересным выводам.
Помогаем ли мы из сочувствия или беспокойства?
Просоциальное поведение, излучаемое людьми, было предметом изучения и исследования на протяжении десятилетий. Почему мы помогаем: рождаемся ли мы с этой предрасположенностью или это культурное обучение? Эти и другие вопросы в этой связи изучались и обсуждались многочисленными авторами.
Доказано, что на уровне мозга, наблюдение за другим человеком, страдающим, активирует те же нейронные сети, участвующие в обработке боли от первого лица. То есть до определенной степени мы способны воспринимать чужую боль как свою собственную.
Но что именно мы чувствуем в таких ситуациях? Гипотеза, которая, кажется, имеет наиболее эмпирическую поддержку, — это гипотеза, согласно которой, Столкнувшись с видом нуждающегося человека, мы можем отреагировать двумя разными способами.:
- С одной стороны мы можем реагировать с тоской, отвращением, беспокойством или ужас в ситуации другого.
- С другой стороны, мы можем испытать сострадание и понимание, мы можем быть искренне тронуты.
То, что пробуждаются те или иные чувства, будет зависеть от различных факторов.. В первую очередь, о конкретном контексте страдания, в котором находится человек, но также и о личном расположении человека, наблюдающего его. Столкнувшись с одним и тем же событием, два человека могут иметь разные реакции; и один и тот же человек может по-разному реагировать на две ситуации боли, чем другие.
Какая у нас мотивация?
В любом случае, вызывает ли это страдание или сострадание, мы, вероятно, поможем тем, кто в этом нуждается. тем не менее, мотивы в каждом случае будут очень разными.
Когда мы испытываем тревогу, отвращение или беспокойство, наш образ действий эгоистичен; а именно, мы помогаем другим облегчить дискомфорт, вызванный тем, что видят их в беде. Напротив, если мы чувствуем себя тронутыми, мы будем действовать, руководствуясь поистине альтруистической мотивацией, направленной на облегчение страданий других, а не наших собственных.
Эта реальность была обнаружена в нескольких исследованиях, проведенных со студентами университетов. В них было обнаружено, что тип схемы помощи зависит от испытываемых чувств. А именно, у кого активировалась тревога, действовали под мотивацией ее уменьшения и в которых сострадание было активировано и действовало с целью уменьшения потребности другого.
Мы не можем выбрать, какой тип реакции пробуждается в нас, поэтому мы не можем утверждать, что одна из групп более или менее поддерживает, чем другая, на моральном уровне. Кроме того, в одном из исследований произошел интересный факт: когда помощь дорого обходилась, те, кто склонен к искреннему сочувствию, демонстрировали образец эгоистичного поведения. Кажется, что тот факт, что произошла личная жертва, нивелировал первоначальный альтруистический импульс.
Мы заботливые существа?
Эти открытия добавляют к вечно существующей двусмысленности в вопросе о том, насколько люди по-настоящему заботливы, альтруистичны и щедры. Мы уже знали, что во многих случаях помощь приносит нам чувство удовлетворения; но теперь мы также знаем, что мы также можем помочь избежать собственного дискомфорта.
Итак, учитывая наши собственные чувства, можно ли утверждать, что забота о других действительно движет нами? В любом случае, независимо от скрытой мотивации, просоциальное поведение приносит пользу.. Они помогают тем, кто их получает, и, кажется, во многих случаях также тем, кто их выполняет. По этой причине важно продолжать продвигать их, чтобы обеспечить более удовлетворительное социальное сосуществование.