Обучение чтению — медленный и прогрессивный процесс, требующий реализации множества когнитивных и экстралингвистических навыков. Однако существует множество факторов, которые прямо или косвенно влияют на приобретение этой привычки, особенно у детей. Если принять их во внимание, обучение чтению будет не только адаптивным, но также интерактивным и увлекательным.
Эти факторы можно разделить на эмоциональные, физические и интеллектуальные.. Однако последние часто считаются фундаментальными, но правда в том, что психологические и экологические проблемы также могут быть причиной успеха или неудачи читателя. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Эмоциональные факторы
Одним из важнейших ингредиентов в обучении чтению является воспитательное отношение родителей и учителей. Во многих случаях, хотя, к счастью, не во всех, поведение взрослых сильно затрудняет этот процесс для детей.
Это, например, случай чрезмерной защиты. Если малыш чувствует себя слишком защищенным и изнеженным, сталкиваясь с новыми проблемами, очень вероятно, что он будет чувствовать себя неуверенно и будет отвергать это. В равной степени, чрезмерная вседозволенность снижает личную дисциплину, ответственность за себя и приобретение хороших привычек. Отсутствие правил может заставить ребенка чувствовать себя немотивированным перед тем, как заняться новым делом, требующим каких-то усилий.
Аналогичным образом, чрезмерное давление со стороны семьи или учителя также оказывает негативное влияние на ребенка. Комментарии вроде «Вы должны были это давно усвоить» или «Вы отстаете от своих сверстников» подрывают его моральный дух и обескураживают. Они могут даже заставить ребенка сдаться.
Худшее это это разочарование и нежелание учиться читать имеет тенденцию обобщать все, что связано со школой. Затем происходит ужасный школьный провал, сопровождающийся чувством неизбежной неполноценности в ребенке. Кроме того, увеличиваются проблемы адаптации и интеграции, которые он может представлять в своей группе сверстников.
Физические факторы
Зрение и слух являются важными физиологическими функциями в отношении зрелости чтения. На самом деле, есть авторы, которые считают, что на более высоких этапах обучения чтению слух даже важнее зрения.
Отсутствие остроты зрения или баланса глазных мышц они могут повлиять на способность читать. Точно так же потеря слуха (снижение слухтакже обусловливает процесс. Однако, если обе трудности обнаруживаются до трехлетнего возраста, есть лучшие перспективы для развития языка и чтения.
Интеллектуальные факторы
Существует множество исследований, подтверждающих более раннее созревание девочек по сравнению с мальчиками. Такое интеллектуальное ожидание объясняется доминирование его левого полушария доминирование. Таким образом, считывание, выполняемое «через» это полушарие головного мозга, как правило, выполняется с меньшим количеством ошибок и с большей компрессией.
Следовательно, первое требование к ребенку, чтобы научиться правильно читать, — это латерализация полушария или, по крайней мере, предпочтение использовать одну из двух сторон тела. Это позволит избежать помех, вызванных межполушарной недифференцировкой мозга. Если это отсутствие латерализации присутствует, может появиться ряд расстройств, влияющих на чтение, таких как трудности с орфографией или письмом.
Существуют существенные различия между детьми, родители которых склонны часто читать, и детьми, у которых нет такой ссылки на чтение. Например, читающие родители с большей вероятностью будут читать детям книгу перед сном или у них будут стимулы, побуждающие к чтению дома, такие как журналы, газеты и книги.
С другой стороны, некоторые из симптомов, которые часто появляются у детей, которые не умеют читать, являются чрезмерная застенчивость или склонность очень легко краснеть. Для них также характерно развитие чувства неполноценности и некоторой эгоистичности. Они также могут проявлять нервные привычки в результате внутреннего тревожного состояния и развивать такое поведение, как кусание ногтей или бессонница. Поэтому удобно быть предельно внимательным к этим ситуациям, чтобы избежать чувства неудачи или общего недовольства. И помните, важность, которую придают в семье, влияет на обучение чтению.
Библиография
Трианес, М. В. и Галлардо, Дж. А. (2004). Педагогическая психология и психология развития в школьной среде. Мадрид: пирамида