Миф о галстуке относится в первую очередь к новогвинейской культуре под названием Гахуку-Гама или Гахуку-Кама.. У этого сообщества совсем другие обычаи и нравы, чем на Западе, в основном в том, что связано с конкуренцией и конфликтами. Эта группа людей делает все, что в ее силах, для поддержания гармонии между своими людьми.
Следует отметить, что миф о галстуке описал Клод Леви-Стросс, отец современной антропологии., в своей книге «Первобытная мысль». Культура Гахуку-Гама была изолирована от западного мира до 1930 года, когда она вступила в контакт с миссионерами, прибывшими в основном из Европы.
Леви-Стросс говорит, что миссионеры научили их играть в футбол. Гахуку-Гама адаптировали практику этого вида спорта к своим ценностям и обычаям.
Удивительно, они сопротивлялись играть в игру противостояние противников. Они могли играть целыми днями, пока командам не удалось сыграть вничью. Отсюда родился миф о галстуке.
«Отсутствие преобладания над ничем или то, что ничто не преобладает над собой, подходит, наполняет, имеет смысл, красиво и успокаивает».
-Хоакин Араужо-
Миф о галстуке
Для Гахуку-Гамы неприемлемо, что есть люди, которые становятся победителями, в то время как другие по понятным причинам становятся проигравшими. Оба условия унизительны для них и идут вразрез с их собственной стабильностью как группы. По той же причине они подняли футбол на новый уровень: превратили игру в миф, миф о ничьей.
Для этой группы людей солидарность — фундаментальная ценность.. По этой причине они не могли согласиться с игрой, цель которой заключалась в том, чтобы одна команда преобладала над другой. Гахуку-Гама высоко ценит усилия, и казалось очень несправедливым, что был проигравший, когда все игроки изо всех сил старались.
По той же причине футбольный матч в этой группе людей может длиться несколько дней. То, что цель состоит в ничьей, не означает, что одна команда идет на уступки другой, поскольку это было бы недостатком честности. Предполагается, что обеим командам удается развиваться до такой степени, что все находятся в равных условиях. Миф о галстуке делает каждого победителем и проигравшим одновременно.
Соревнуйтесь и свяжите
Вы можете подумать, что Гахуку-Гама — исключительный случай. Многие теории утверждают, что война, конкуренция и конфликты заложены в природе человека. Может, в принципе и так, но есть много культур, которые решительно продвигают солидарность, вместо конкуренции и противостояния.
Есть свидетельства того, что культуры, существовавшие до Древней Греции, тоже были такими. Есть также группы людей, такие как эскимосы, которые за свою долгую историю не вели ни одной войны.
Хотя эти народы населяют районы с ограниченными ресурсами, они понимают, что Вместо того, чтобы соревноваться за то, что есть, выход — солидарность друг с другом ради общего блага.. Это тоже форма галстука.
На другом конце света, в Патагонии, живут общины со схожими обычаями и ценностями. Например, яганы, или яманы, которых осталось очень мало из-за действий «белого человека», в своей истории не участвовали в войне или даже физическом противостоянии с другими общинами.
Галстук в повседневной жизни
Мы бы избавили себя от множества тревог, стресса и депрессии, если бы были более открыты для сообщений, которые нам посылают сообщества, подобные уже упомянутым. Значительная часть наших проблем возникает из-за того успеха или неудачи, из-за которых мы поздно ложимся спать; чувство неполноценности или превосходства над другими; из-за неспособности осознать разницу и чувствовать себя призванным навязывать себя.
Миф о галстуке говорит нам о коллективном стремлении к росту. Он говорит нам, что недостаточно развиваться индивидуально, но что задача будет выполнена, когда мы заставим других развиваться вместе с нами.
Мы все чувствуем себя спокойнее, когда достигаем определенного равенства, принципа всеобщей справедливости, согласно которому мы ценим других так же, как себя.
Слово галстук имеет очень интересную этимологию. Если проследить, это приведет нас к латинскому корню «pactare», который позже привел к итальянскому слову «impattare». В своем первоначальном значении это означало «соглашаться, оставаться в мире». Именно это и делают эти древние культуры посредством игр и повседневных обычаев: строят индивидуальный и коллективный мир.